Йога не для всех

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Йога не для всех » Йога-сутры Патанджали » Возможна ли практика по Патанджали?


Возможна ли практика по Патанджали?

Сообщений 1 страница 11 из 11

1

1-1 Итак, объяснение йоги. Вот, буду сам себе объяснять практически. Что такое йога? если это соединение, то что с чем я буду соединять? себя с внешним миром? но что такое я? и что такое внешний мир? наверно, подходить к этому надо постепенно. Итак... (Примерно с такими вопросами побыть с минуту, типа настройка).

1-2 Йога - это ЧВН. То есть для начала никакое не соединение, а разъединение. Отпихиваю привычный круговорот, разрушаю текущую иерархию целей - что надо сделать, спрогнозировать, о чем заботиться и сокрушаться. Создаю своего рода хаос-бульон имеющихся вриттей.

1-3 Тогда (при более-менее ЧВН) возникает естественное состояние созерцания. То есть выделилась ли внутри меня часть сознания (читты), которая созерцает, не слипается с иерархией целей и забот? Если, да, то она прежде всего и видит эту иерархию.

1-4 По другую сторону от созерцания - отождествление с вритти. Отождествление остальной части сознания, которая привычно цепляется и питает заботы и соображения.

1-5 Вритти пятеричны, болезненны и неболезненны. Да-да, мне говорили умные люди, что вритти - это крест, в центре которого слова (внутренняя речь), на верху креста - память, а по бокам правильные (справа) и неправильные (слева) суждения. Внизу креста небытие-сон, периодически поглощающий остальные 4 вритти, обновляющий и перезагружающий их из хаоса. Может ли быть внутренняя жизнь болезненна? О, еще как. А неболезненна? да, если она творческая...

1-6 - 1-11 Итак, крест: память (опыт сверху креста) и непосредственное восприятие (справа) питают через слова-определения-зацепки целые мысленные ситуации, которые стермительно проигрываются в уме и которым пытаются найти место логика и система ценностей (не всегда точные и адекватные реальности).

1-12 - 1-13 Итак, окидывая взглядом этот крест вриттей, я стараюсь все менее его питать, стараюсь его ЧВН-ить. Для этого я, 1) делаю это регулярно и 2) удаляюсь от его активности, как бы воспаряя над ним или вставая на цыпочки, чтобы заглянуть туда, где этих вритти нет.

1-14 Делаю я это со всем благоговейным ощущением времени, его ценности (1 мин)... и собирая в такую практику отстранения от вритти по возможности больше своего внимания (собранность-самадхи) (1 мин).

1-15 И ни услышанное где-то, не испытанное мной лично не является для меня ориентиром. Я не знаю, что ждет меня в этой практике. (Отпихивать любую мысль и восприятие, например, мантрой НЭТИ! НЭТИ!)

1-16 А ждет меня знание Пуруши, когда всем своим существом я наконец вдруг воспаряю над вритти, отрываюсь от них и познаю нечто совершенно трансцендентное, чуждое вриттям, невозмутимое ими. Есть три волны-гуны в мире вритти - тамас, раджас и саттва. Так вот переживание Пуруши неизмеримо мощнее мира гун и совершенно отчужденное от него. (Тут внутренне встать на цыпочки, потянуться к неведомому, пожелать его не желая... - 1 мин).

1-17 Если практика прошла хорошо, я испытываю (испытываю ли я иногда) вместо пятерки-креста вриттей и параллельно ей и другую пятерку: восприятие внешнего - формы этого внешнего, восприятие внутреннего - по отношению к внутреннему центру (Я), и блаженство-ананду в центре креста.

1-18 а иногда я просто стихаю без всякой стратегии и вижу также свою обнаженную проблемную суть - скопление самскар, привычек, древних и новых, общечесловеческих и свойственных в своем узоре и сплетении только мне...

***

(на этом кончается основная практика внутренней йоги, джняна-йоги, йоги самосознания)

+2

2

А.Смит написал(а):

Что такое йога? если это соединение, то что с чем я буду соединять? себя с внешним миром?

В контексте Патанджали йога мне видится как средство, позволяющее куда-то идти (упряжка собирающая векторы жизни в одном направлении). Тогда может быть йога - это соединение человека и его цели?

Отредактировано Мифолог (2012-07-26 01:48:42)

0

3

А.Смит написал(а):

1-2 Йога - это ЧВН.

Вьяса пишет, что это определение асампраджнята-йоги, т.е. не всей йоги, а её самой продвинутой части.
И в этом смысле (имею в виду прежде всего себя!) наше любимое и такое растиражированное (на реалйоге) ЧВН не совсем то, что у Патанджали, а больше похоже на тупое тамасическое состояние сознания - то, что Вьяса называет в  комментарии к сутре 1.1 мудхой, и которое к йоге не имеет отношения.
Но мудха тоже полезна, так как народ в основном перегрет раджасом и нуждается в понижении градуса, но не замораживаться глубоко, а балансировать в где-то в районе нуля, т.е. в саттве, что само по себе дает хорошие бонусы...

Отредактировано Мифолог (2012-07-26 02:06:46)

0

4

Мифолог написал(а):

А.Смит написал(а):

    Что такое йога? если это соединение, то что с чем я буду соединять? себя с внешним миром?

В контексте Патанджали йога мне видится как средство, позволяющее куда-то идти (упряжка собирающая векторы жизни в одном направлении). Тогда может быть йога - это соединение человека и его цели?

Поскольку я описываю практику, то она в реале всегда выглядит так, словно вопросы задаются с нуля, то есть смотришь на сутру 1-1 как в первый раз. Это, конечно, отчасти военная хитрость, но все же сутры без конца рассказывают что-то новое, стоит лишь действительно стать "иванушкой". И ответы могут не очень походить один на другой. Поэтому качественная медитация как и обычная качественная практика "мудхи" всегда новая. ))

0

5

Выплыло любопытное соображение: для чего нужен сон и чем он отличается от йоги? тоже вроде восстановление... так вот, сон - в этой схеме - нужен для освежения и перезагрузки колеса вритти...  тогда для перезагрузки какой схемы служит йога? схемы сампраджнята, где в центре ананда?

0

6

А.Смит написал(а):

сон - в этой схеме - нужен для освежения и перезагрузки колеса вритти...  тогда для перезагрузки какой схемы служит йога?

видимо так и есть. Сон ведь тоже вритти, но это такая регулятивная вритти, которая не дает другим вриттям исчерпать себя, притормаживает их, чтобы затем перезапустить заново как ни в чем не бывало (утро вечера мудренее ))... Т.е. это механизм как бы от нас не зависящий, а йога делает его более зависящим от нас и не таким автоматическим: захочу - приторможу вритти и без помощи сна, захочу - и сам сон приторможу... Ну и соответственно: захочу - и включу вритти, если надо... Другое качество жизни получается ))
Я это понимаю так, что не природа (биологическая, психическая и т.п.)) распоряжается мной по своему усмотрению, а я сам решаю как она должна мной распоряжаться, в пределах разумного, конечно...

Отредактировано Мифолог (2012-07-28 04:47:42)

0

7

Педагогически сутры построены замечательно. П. начинает с основного, самого доступного и вариабельного - с внутреннего мира, и примерно исчерпав эту тему, переходит к внешнему миру, для начала сообщая, что у него есть некая суть (кто бы сомневался).

В свое время я предположил, что суть внешнего мира для человека = колесо сансары, повторение-мать учения. Но это для простоты, а более хитрый П. оставляет эту суть каждому разгадывать самому, типа "все ответы будут правильные", "одолей свои сомнения".

Чтобы в этом мире научиться более-менее верно действовать, требуется новый (уже третий) крест: вера - понимание, энергичность - собранность и память (накапливаемый опыт). Спорить тут трудно, схема очень четкая...

Внешний мир вполне подобен внутреннему (принцип тантры) и там есть свой асимптотический предел, особый Пуруша - Ишвара. Его ("Божественного Провидения") тоже можно коснуться - мантрами, молитвами, или просто наблюдая за нелогичностями внешнего мира, если они видятся. Для внутреннего постижения (1-1 - 1-18) никакого явного, внешнего метода не нужно, для внешнего же постижения предлагается в частности звуковой канал (ОМ, пранава), во всяком случае, некоторая обращенность "наружу".

П. упоминает сразу же клеши и кармы - как некие отличия человеческого механизма от "божественного". Но сделав этот задел, он возвращается к нему подробно только во Второй главе.

Перечислив затем мимоходом ворох довольно пустяковых (по сравнению с клешами и кармами) препятствий для йоги, находящихся в сфере вритти, П. добивает тему внутреннего сознания, вполне логично заныривая до алинги, или сабиджа самадхи. Эта тема (с 1-41) до конца естественно вырастает из практики ЧВН, особых ускорений тут нет, растет себе потихоньку "непоколебимая нирвичара" и дорастает до охвата всего "диапазона вибраций" - от пракрити (алинги) до пуруши. А там уже в нужное время практик покидает наш прекрасный мир.

Эта схема - лишь одна (главная) ветка развития и преодоления. Две другие главы (Вторая и Третья) - еще две ветки - вглубь (карма, подсознание-клеши, самскары, васаны) и вширь (сила). В Четвертой главе все три соединяются, интегрируются в свободу.

0

8

Практика "пятерки" по 1-17. Ясно, что пятерку можно организовывать по-разному. Вот например такой вариант:

                     ананда

витарка     сампраджнята      вичара

                     асмита

Практика выглядит так: классифицирую все восприятия по этим корзинам: грубо - то внешнее, что здесь-и-сейчас, это витарка, а внутреннее (мысли, соображения, прогнозы, память) - вичара.

Витарку-вичару кручу верчу постоянно, это самые ходовые необходимые для жизни вритти.

Время от времени надо включать асмиту - центр принятия решений, и решать самому или добиваться разрешения от ситуации. Иными словами, асмита - это центр воли.

Есть еще ананда, как измененные состояния или реакции сознания на измененные, необычные и потому радостные состояния. Антипод ананды - адские состояния психики - мы тут не рассматриваем, потому что речь идет о "пятерке", "кресте" нормального йога, а не омраченного.

Без проблесков ананды жизнь довольно однообразна, хотя сама регулярная классификация (осознание) на витарку-вичару-асмиту может вывести к некоторой просветленности. Таков, в общем-то, путь дзен.

Что касается сампраджняты, то это просто сознание, которое находится в центре четырех состояний и осознает-классифицирует их, тем самым наполняясь необходимой бхогой. (Сам-праджня = само-мудрость, само-сознание, со-знание).

Итак, практикуйте эту класификацию регулярно, и вы познаете множество тонкостей осознания.

0

9

И действительно, я недавно вспоминал и выходит, что постепенно происходит уравновешивание. Например, если раньше вичары было у меня много меньше, то теперь просто тянет временами размышлять, на такие темы, что раньше и в голову не приходили.

0

10

Еще раз начнем сначала. Как практиковать ЧВН - понятно. Его практика вроде бы должна привести 1) к переживанию Пуруши 2) к сабиджа самадхи (самапатти разных видов, в частности). К нирбиджа ведет исчерпание дел в сансаре, поэтому нужен нырок из первой главы во вторую, третью и четвертую.

В полном соответствии с духом санкхьи (счетоводства) Патанджали выкладывает ряд пятерок, видимо по количеству пальцев на руке: пять вритти, пять составных сампраджняты, пять клеш. А также то, что раскладывает по ним внутренний мир практика - вивека кхйати (ВК), то есть различающее осознание, или осознающее различение.

Раскидывая состояния посредством этой ВК по той или иной пятерке, можно получить выход центра тяжести сознания за пределы этой пятерки. И тогда сознание касается вещей, отсутствующих в обычном восприятии: самадхи, самапатти, ананды, Ишвары, дхйаны.

Как говорится в Четвертой главе, вивека кхйати присуще дхарма-мегха самадхи. То есть это самадхи является следствием практики ВК. ВК - это просто тренировка в назывании происходящего по некоторой достаточно полной схеме (например, по схеме вритти или по схеме клеш). ВК неожиданно выталкивает сознание из рутинной плоскости вритти или клеш в иное - туда, где обнаруживаются такие формы сознания как Ишвара, пуруша, атман, самадхи, самапатти, сиддхи, праны.

Например, раскладка обыденности по клешам быстро сводится всего лишь к чередованию раги и двеши, изредка примешивается Я-чество и страхи. Наша рутина - это рага и двеша. Итак, калибруя оттенки раги и двеши (рага 0.5, двеша 1 - по пятибальной шкале, например), оттачиваешь ВК и время от времени оказываешься не участником, а блаженным свидетелем рутины, то есть оказываешься в самапатти той или иной степени. Со временем калибровка отпадает, и все становится просто двешей, напоминая сутру из Второй главы, где говорится, что все сущее для просветленного есть духкха - страдание. Но эта двеша, или духкха, остаются в своей плоскости, а ты- самапаттчик - над нею паришь.

Все это очень приятно. )

0

11

Как практиковать ОМ? насколько это близко к простому распеванию, ведущему к трансовой тупости?

"Взгляд в себя" в относительной тишине приводит к неясному ощущению в междубровье, чидакаше (пространстве сознания, экране ума). Дыхание создает ритмический рисунок в тишине, и в этом рисунке вполне можно ощутить некий звук, ОМ вполне подходит. Подобно тому как выдуваются мыльные пузыри, так длится и этот внутренний звук в чидакаше.

Если совместить эту практику с понятием истинного Я, источника, который и выдувает эти пузыри в сознании (чидакаше) (подстраиваясь под ритм дыхания, исходящий от тела), то можно коснуться переживаний того, что называют Пурушей и Ишварой (особый, свободный от кармы Пуруша). Истинные Я, они все близко, голова к голове, а вот периферии каждого существа могут расходиться сколь угодно далеко.

Внутренний взгляд плюс внутренний звук (слух) могут дать необычное переживание... А интерпретация его зависит уже от культурного контекста, в который погружен интерпретирующий.

Итак, из сказанного, надеюсь, ясно, что распевание ОМ эффективно "в глубине" и неэффективно и даже вредно при выполнении на далекой периферии истинного Я.

0


Вы здесь » Йога не для всех » Йога-сутры Патанджали » Возможна ли практика по Патанджали?


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно