Аделаида -
Михаил, ты много лет преподаешь йогу, проводишь регулярные занятия в группах, являешься автором и переводчиком книг духовной и эзотерической направленности.
На твой взгляд – существуют ли некоторые особенности или различия в подходе преподавания йоги для мужчин и женщин. Для начала немного статистики - каково соотношение мужчин и женщин в твоих группах йоги или семинарах?
Михаил –
Для начала 40 на 60 процентов соотношение. Примерно конечно. А особенности… да все люди особенные. Если находишь душевный, так сказать, контакт, то обучать легко. Могут мешать личные моменты, скажем симпатии с женщинами или соперничество у мужчин. Но больше всего мешают «знания» людей про то, какая должна быть йога, особенно если человек уже помотался по группам и направлениям. С «чистым листом» гораздо проще иметь дело.
А –
Какие причины и мотивы приводят людей в йогу? На твой взгляд – женская и мужская мотивация отличаются?
М –
Начальный мотив в подавляющем числе случаев – поправить здоровье. В этом смысле пол без разницы, разве что болячки конечно у мужчин и женщин отличаются. Если это удается, могут вставать экзистенциальные вопросы, но это уже у опытных людей, это больше на выездных семинарах. А в стационарных группах – пришел человек, обучился основам и свободен, хочешь делай, хочешь нет. Йога ведь довольно медленная, - как капельница.
Экзистенциальные вопросы в плане выяснения особого женского пути… нет, всерьез не сталкивался. Это почему-то больше у женщин всплывает такая тематика, мужчины особый мужской путь как-то вроде не ищут.
А –
Михаил, если бы тебя пригласили преподавать в Школу женской йоги, на что бы ты в своих занятиях делал основной акцент?
М –
Постарался бы избегать слишком личных отношений. )) Учитывал бы большую эмоциональность женской психологии, но с другой стороны женщины и более податливы и любопытны к новому. Само же базовое состояния покоя-тишины-пустоты, которое воспитывается на занятиях, совершенно бесполо, так что тут без разницы. Мужские и женские нюансы всплывают, когда мы вспоминаем, что мы мужчины и женщины, а во время самой практике йоги об этом не помнишь. А если помнишь – это не практика. Всему свое время.
В основе же психологии, которая непременно прилагается к обучению этой йоговской «пустоте», лежит дружелюбие (майтри), как завещал нам Патанджали. ) Получается дружить – идет и обучение, коммуникация, не получается – досвидос. )
А –
Вопрос философский, как ты думаешь, есть ли в йоге женский и мужской Путь. Или такое разделение весьма условно?
В принципе есть, но трудно сказать, когда это на самом деле начинается. Скажем, когда мужчина всерьез начинает проявлять аспекты Шивы, бесстрастного, могучего Света, а женщина – аспекты Шакти, гибкость, вариантность, обучаемость, хозяйственность, наконец. С другой стороны мужчине-шиве никак без шакти, он просто застывает в неподвижности своего видения и света, а женщине-шакти трудно без шивы, потому что она склонна запутываться в динамике затей и движений, сила ее разрывает.
Это в общем-то простая философия, в итоге тяготеющая к теории божественного андрогина – в индийской мифологии ардханари (полумужа), или как говорят в эзотерике, мужчина должен отыскать свою внутреннюю женщину, а женщина – внутреннего мужчину. «Внутренность» не подразумевает самокопание, а просто человек обзаводится более или менее персонифицированным каналом от своего индивидуального сознания (мужского или женского) к коллективному сознанию или подсознанию, назовите как угодно. В Индии этот канал именуется ишта девата (желаемое божество), на Западе это культ различных святых покровителей.