Шлока 44-47. Падмасана — поза лотоса
ПАДМАСАНА
(поза лотоса)
अथ पद्मासनम्
वामोरूपरि दक्षिणं च चरणं संस्थाप्य वामं तथा
दक्षोरूपरि पश्चिमेन विधिना धृत्वा कराभ्यां दृढम् ।
अङ्गुष्ठौ हृदये निधाय चिबुकं नासाग्रमालोकयेत्
एतद्व्याधिविनाशकारि यमिनां पद्मासनं प्रोच्यते ॥४४॥
атха падмаасанам
ваам-ору-упари дакшинаМ ча чаранаМ саМстхаапйа йаамаМ татхаа
дакш-ору-упари пашьчимэна видхинаа дхРитйаа караабхйааМ дРиДхам |
аНЪгушТхау хРидаайэ нидхаайа чибукаМ наасааграм-аалокайэт
этад-вйаадхи-винаашьа-каари йаминааМ падмаасанаМ прочйатэ ||44||
Положи правую ступню на левое бедро и левую ступню на правое бедро; скрести руки за спиной и прочно ухватись за большие пальцы ног. Прижми подбородок к груди и смотри на кончик носа. Эта поза называется падмасаной, разрушающей болезни йогина.
* * *
उत्तानौ चरणौ कृत्वा ऊरुसंस्थौ प्रयत्नतः ।
ऊरुमध्ये तथोत्तानौ पाणी कृत्वा ततो दृशौ ॥४५॥
уттаанау чаранау кРитваа уру-саМстхау прайатнатаХ |
ууру-мадхйэ татхоттаанау паании кРитваа тато дРишьау ||45||
Положи ступни на бедра подошвами вверх, а кисти ладонями вверх — в середине паха.
* * *
नासाग्रे विन्यसेद्राजदन्तमूले तु जिह्वया ।
उत्तम्भ्य चिबुकं वक्षस्युत्थाप्य पवनं शनैः ॥४६॥
наасагрэ винйасэд-рааджаад-анта-муулэ ту джихвайаа |
уттамбхйа чибукаМ вакшасй-уттхаапйа паванаМ шьанайХ ||46||
Пристально смотри на кончик носа, удерживая язык прижатым к основанию верхних зубов, а подбородок — к груди; медленно поднимай прану вверх.
* * *
इदं पद्मासनं प्रोक्तं सर्वव्याधिविनाशनम् ।
दुर्लभं येन केनापि धीमता लभ्यते भुवि ॥४७॥
идаМ падмаасанаМ проктаМ сарва-вйаадхи-винаашьанам |
дурлабхаМ йэна кэнаапи дхииматаа лабхйатэ бхуви ||47||
Эта поза именуется падмасаной, изгоняющей все болезни. Обычно не могут полностью овладеть ею люди – кроме нескольких мудрых на этой земле.
Падмасана — хорошо известная асана, называемая также камаласаной. И падма, и камала означают «лотос». Думая о йогинах, обычно представляют себе кого-то, сидящего в падмасане, поскольку это обычная медитативная поза. В ней тело прочно зафиксировано и движения тела сведены к минимуму. Нижняя часть спины обычно удерживается прямой, благодаря чему можно ощутить эффект воздействия на тело уравновешивающих сил.
Асана, описанная в шлоке 44 именуется, как правило, баддха падмасана. В ней ноги расположены как в падмасане, а руки захватывают пальцы ног. В обычной падмасане кисти рук держатся в одной из мудр: джняна, чин, бхайрави, бхайрава или йони.
Прежде чем практиковать падмасану, следует развить гибкость ног, лодыжек и коленей. Если колени негибкие, следует обращаться с ними очень осторожно во избежание повреждения коленных чашечек или связок. Ноги нужно размять и расслабить, выполнив, например, паванмуктасану, или проделав вращение колен, «походку вороны», упражнение «бабочка» и т.п.
Техника 1
Согните правую ногу в колене и подведите ступню к правой ягодице.
Ступня должна располагаться на полу или несколько выше его.
Поместите правую ступню так, чтобы лодыжка покоилась высоко на левом бедре близко к тазобедренной кости. Согните левую ногу таким же образом и поместите ступню повыше на правом бедре близко к тазобедренной кости. Теперь ноги прочно зафиксированы в определенном положении.
Положите кисти на колени или в чин мудре, или в джняна мудре.
Чин мудра — это такое положение каждой кисти, когда указательные пальцы прикасаются к основаниям больших пальцев, а остальные пальцы расположены отдельно друг от друга.
В джняна мудре указательные пальцы соединяются с кончиками больших пальцев, а остальные пальцы расположены отдельно друг от друга.
Чтобы выполнить бхайрави мудру, поместите пальцы левой кисти поверх пальцев правой кисти; ладони обеих кистей должны быть обращены вверх; кисти между коленями. Бхайрава мудра выполняется так же, но сверху теперь пальцы правой руки.
В йони мудре кончики указательных пальцев соприкасаются, кончики больших пальцев тоже соприкасаются, а три остальных пальца переплетены. Большие пальцы указывают вверх, а указательные пальцы указывают вперед, так что между большими и указательными пальцами образуется треугольная фигура. Расслабленно опустите голову вперед, сохраняя спину прямой.
Наконец, выполните насикагра дришти («пристальное всматривание в кончик носа»). Все это входит в традиционную практику падмасаны.
В наше время падмасана обычно практикуется так же, за исключением того, что голова не опускается и глаза закрыты.
Техника 2 (баддха падмасана – замкнутая поза лотоса)
Расположите ноги так, как положено в падмасане. Заведите руки за спину и перекрестите их друг с другом. Правой рукой возьмитесь за пальцы правой ноги (или только за большой палец), а левой рукой возьмитесь за пальцы левой ноги (или только за большой палец). Это прямая позиция баддха падмасаны. В финальной стадии баддха падмасаны вы наклоняетесь вперед, прикасаясь лбом к земле.
Техника 3
Расположите ноги, как в обычной падмасане, и положите ладони на колени.
Выполняйте джаландхара, уддияна и мула бандхи совместно с ваджроли мудрой.
Пристально вглядывайтесь в межбровный центр или в кончик носа. Все это время может выполняться также кхечари мудра.
Чтобы поднять прану, вы должны практиковать три бандхи: уддияна (с бахир кумбхакой), джаландхара и мула, что вместе дает маха бандху. «Поднятие праны» означает направление вверх энергии, которая обычно течет вниз и наружу. Цель хатха-йоги — изменить направления свободного течения энергии, направив апану вниз, а прану — вверх, то есть задержать апану до ее истечения наружу и прану до ее движения вверх в пределах области самана, области пупка. Это вызывает праническую реакцию, в результате чего создается больше потенциальной энергии, которая затем поднимается по сушумне. Одной падмасаны недостаточно, чтобы вызвать этот «подъем праны», поэтому дополнительно следует практиковать пранаяму, бандху и мудру.
Хотя падмасану и сиддхасану можно считать равными по возможностям, сиддхасана предпочтительнее в процессе поворота пранического потока, поскольку в ней оказывается запертой ваджра нади, что предотвращает вытекание энергии наружу. Тем не менее, обе асаны предназначены для эффективной практики дхараны, дхьяны и самадхи.
Специфическим свойством падмасаны является регулировка праны. Сиддхасана же поддерживает нормальное кровяное давление и уравновешивает праническую и ментальную силы.
Падмасана – это «устранитель болезней». Ее практика приводит к изменениям в метаболизме и в тенденциях работы мозга, что помогает установить равновесие во всей системе «тело-ум». Как и сиддхасана, падмасана стимулирует акупунктурные меридианы желудка, желчного пузыря, селезенки, почек и печени. Для поддержания полного здоровья необходимо совершенное функционирование этих органов. Падмасана тонизирует нервные окончания в области крестца и копчика посредством усиления в них кровотока. Поток крови к ногам уменьшается и перенаправляется в брюшную область. Это полезно тем, кто подвержен эмоциональным и нервным расстройствам. Противопоказание: при ишиасе или инфекции крестцовой области не следует выполнять падмасану, пока эти проблемы не устранены.
Сватмарама утверждает: «Обычно не могут полностью овладеть ею люди – кроме нескольких мудрых на этой земле». Что он имеет в виду, говоря «обычно»? Он говорит о среднем человеке. И действительно, оглянувшись вокруг, вы увидите, что мало кто может выполнять падмасану. Только те, кто регулярно занимается йогой, могут находиться в этой позе в течение долгого времени. И если гибкость ног позволяет, вы сумеете ее выполнять.