с-21
पुरुषस्य द52;्शनार्थं कैवल्यार्थं तथा प्रधानस्य।
पण्ग्वन्धवदुभयोरपि संयोगस्तत्कृतः सर्गः॥२१॥
пурушасйа даршьана-артха кайвалйа-артха татхаа прадхаанасйа
паНгв-андха-вад–убхайор-апи саМйогас-тат-кРитаХ саргаХ
ради видения пуруши, ради кайвальи также прадханы (от деятельности)
подобно хромого и слепого самйогой (соединения) так достигается творение (мира)
Переписка по поводу этой карики:
АЛЕКСЕЙ:
Ради способности видеть Прадханы и изоляции Пуруши (осуществляется) соединение обоих – как у хромого и слепого. Творение (мира) этим достигается.
Гаудапада:
Пуруша обладает способностью видения, подобно хромому, но не действия, а Прадхана — способностью действия, подобно слепому, но не видения. И подобно
тому как те хромой и слепой, попав в желанное место, расстанутся, когда их цель будет достигнута, так и Прадхана, осуществив освобождение Пуруши, устранится от деятельности, а Пуруша, после созерцания Прадханы, достигнет [состояния] изоляции и, осуществив свои цели, они расстанутся.
МИХАИЛ:
спасибо!
так они что ли обменяются способностями? пуруша научится действовать, а прадхана - видеть?
дословно первая строка не очень понятна:
пурушевской способности видеть ради - кайвальи ради - таким образом - прадхановой
хромому-слепому-подобно, обоих также самйога - ею выполнено творение
Алексей, может прояснить мой корявый дословный перевод?
АЛЕКСЕЙ:
Цитата (Rex)
пурушевской способности видеть ради - кайвальи ради - таким образом - прадхановой
Несмотря на порядок слов, тут все-таки "освобождения ради" относится к Пуруше", а "способности видеть ради" - к Прадхане, иначе вообще галиматья получается. तथा еще переводится как "и, также" (я в своем сообщении добавил это значение, раньше почему-то упустил". Т.е. получается "пурушевской кайвальи ради и способности видеть ради прадхановой...", во второй части Вашего дословного перевода, по-моему, все верно: как в притче о хромом и слепом - соединение (самйога), этим соединением творение происходит.
На самом деле, эта строчка, на мой взгляд, - довольно абсурдна. Зачем Прадхане - эвоционирующей материи "зрячесть" пуруши? Чтобы он ее куда-то направлял? Но куда? Тем более что Пуруша, как мы знаем индифферентен. Да и Пуруша, вроде, от природы свободен, какой еще свободы ему надо от Прадханы?
Б.Смирнов вообще считает, что оба "ради" относятся к Пуруше: "Чтобы сделать Пурушу зрячим и обособленным от первоматерии (pradhanasya), в этой шлоке говорится, что они (Пуруша и Пракрити) соединены, как расслабленный и слепой, — этим осуществляется миропроявление". Но тут же поясняет: "...конечная причина здесь отрицает действующую, как в известном шуточном восклицании: «Хорошо, что отрезал, а то нечего было бы пришивать!», так и здесь смысл: «Хорошо, что Пуруша и Пракрити соединены, а то не добиться бы их разъединения!» Пуруша только что объявлен зрячим, это единственное положительное определение, и вдруг затевается миропроявление... чтобы вернуть ему зрение".
В общем запуталась Санкхья с Пракрити и Пурушей - это очевидно. Или мы чего-то недопонимаем. Вот так замечательная идея упанишад про Атмана (будущий Пуруша), который на проявленном уровне порождает все многообразие изменяющихся вещей, превратилась в довольно-таки противоречивое учение. Впрочем, я не философ, это лишь мое скромное понимание проблемы
МИХАИЛ:
Цитата (Rex)
пурушевской способности видеть ради - кайвальи ради - таким образом - прадхановой
хромому-слепому-подобно, обоих также самйога - ею выполнено творение
Вроде я разобрался ))
атха! ничего они не запутались, все у них хорошо - понимать нужно все буквально, однако сначала надо отступить на шаг назад и окинуть всю концепцию древних в целом
Бог как известно любит Троицу - и у Отца с Матерью есть СЫН
Этот сын-проект - человек, и его задача - кайвалья, отцепиться от матери и через отца уйти в ИНОЕ, в другой мир, другую (не сансарическую) схему
Так вот, человек на своем странническом пути осуществляет кайвалью для той прадханы (части Матери-природы), которая в нем и которая есть он, и одновременно обретает отцовскую способность видеть
А что собственно видеть? видеть свой путь, пурушу как цель (врата выхода в ИНОЕ), схему бытия (прадхана-пракрити, многочисленные врата-магниты-пуруши, свободный дух Ишьвара, циклический, сансарный, спиральный характер эволюции, причинно-следственность и ее (неизбежные для сложной системы) нарушения) - все это есть видья в отличие от начальной авидьи (слепоты Матери)
Итак, этот самый СЫН-человек, выбираясь в кайвалью (для своей прадханы - прадханасйа кайвалья артхам), обретает параллельно все более отчетливую "способность видеть" (пурушасья даршана) - точнее, по тексту, наоборот - чем более человек обретает пурушескую ясность видения, тем более (татхаа) он ближе к прадханической кайвалье
Если вспомнить рассказы про даосов, которые целиком исчезали из этого мира за исключением волос и ногтей, то именно со всей своей прадханой-материей они и исчезали - при наличии надо полагать полного пурушеского видения (словами Йога-сутр Патанджали, чистота их саттвы стала равна незыблемой чистоте пуруши)
Поэтому:
пурушеской способности видеть ради и кайвальи благодаря этому для прадханы (странника-человека)
хромого-слепого союзу подобно самйога (специфическое соединение иного-пуруши и пракрити-прадханы) осуществлена - таков наш мир
Может ли быть наоборот - может ли ведущей стать кайвалья прадханы? или необходима ведущая роль (в процессе странничества) способности видеть цель? наверное, нет, поэтому каждому пракритилайяну ("могучему колдуну-магу") необходим видеха ("видящий")... а вернее их сотрудничество - вообще идеальный вариант
Бхаван, Вы меня понимаете? ))