ГЛАГОЛЬНОЕ Я
В настоящей заметке сообщается техника выявления своего Я, хозяина. Благодаря ей, в частности, можно выяснить, почему своему Я все равно, идет по духовному пути самопознания его хозяйство или просто валяет дурака, смотря очередную киношку.
Выясняется, что проявления собственно Я действенны, глагольны. Оно оперирует.
С вещами и содержаниями ума, конечно, но это во вторую очередь. Я как автомат Калашникова, ему все равно по кому стрелять.
Это находит свое прямое подтверждение в обычном языке, полном фраз типа “Я подумал, пошел, включил” и так далее. Подумал что? Пошел куда? Включил что? Какая разница, для Я (но не ума!) это все единообразно, одно и тоже внутреннее движение, ощущение, конфигурация.
Поскольку внутренняя констатация таких фраз и является техникой, выявляемое ей Я именуется глагольным.
Рассмотрим простую обыденную ситуацию:
(1) Сижу за компьютером, тыкаю в кнопки, смотрю в экран. Иду на кухню, ставлю чайник, жду. Беру кружку, насыпаю чай, наливаю воду. Иду к компьютеру, думаю, что дальше.
Берем элементы внешнего мира в скобки, отодвигаемся от них:
(2) Сижу (за компьютером), тыкаю (в кнопки), смотрю (в экран). Иду (на кухню), ставлю (чайник), жду. Беру (кружку), насыпаю (чай), наливаю (воду). Иду (к компьютеру), думаю, (что дальше).
Оставляем только глаголы:
(3) Сижу, тыкаю, смотрю. Иду, ставлю, жду. Беру, насыпаю, наливаю. Иду, думаю.
Очевидно, что эти глаголы могут быть применимы ко множеству внешних вещей и содержаний (объектов) ума.
Описание типа (1) быстро утомляет и ничего не проясняет своей дурной бесконечностью тьмы вещей. Описание типа (2), когда вещи остаются за скобками и акцентируются глаголы, уже гораздо равновеснее. От такого описания к типу (3) всего полшага, и если его сделать на практике, глагольное Я проступает во всей своей красе.
Глагольное Я только действует, причем на довольно элементарном уровне. Само именование его действий, произнесение фраз “Я иду, пишу” и так далее, это лишь действие ума, выявляющее Я. Глагольное Я слито с набором (не слишком уж большим и вполне обозримым) своих операций, и ему все равно, озвучивает ум средствами языка его действия или нет.
Однако уму это совсем не все равно. Он – посредством такой озвучки - разворачивается в сторону Я и выявляет а) свое отличие от хозяина и б) красоту его отстраненности, заодно “чистясь” под ним. Тем самым осуществляется йога по Патанджали.
Рассмотрим еще ситуации.
(1) Проталкиваюсь в метро, замечаю раздраженный взгляд, это неприятно, ощущаю противный комок в животе, вспоминаю по аналогии вчерашнюю давку, говорю себе как все это надоело, противное ощущение в теле усиливается, невольно направляю на него внимание, замечаю, что ощущение проходит…
Проталкиваюсь, пробираюсь, замечаю, ощущаю, вспоминаю, направляю, замечаю.
(2) Прохожу мимо нищего у церкви, этот поддатый мужик, явно прикалываясь, звучно говорит мне молодой человек, не отчаивайтесь, прохожу молча мимо, мысленно вступаю с ним в перепалку, что я и не отчаиваюсь вовсе, с чего бы, на себя посмотрел бы… Замечаю неприятное ощущение в теле, направляю внимание, ощущение уходит (и мне очевидно, что это вовсе не Я).
Иду, вступаю, ощущаю, замечаю, направляю.
(3) Вспоминаю подвиги молодости на фехтовальной дорожке, когда мне вдруг стало все равно, кто победит, и я, переживая странную отстраненность, стал выигрывать у всех подряд. Наплывает вновь то самое яркое переживание отстраненности, и я его переживаю, переживаю… пока не замечаю, что оно растаяло и вновь остался только значок в памяти.
Вспоминаю, переживаю.
Это очень прямой путь внутренней жизни.
Глагольному Я абсолютно безразлична фактура, начинка внешнего мира. Оно действенно, слито со своим небольшим, но весьма изящным инструментарием. Оно дает санкцию на действие, проявляет волю.
После нескольких дней практики такого отглаголивания происходящего можно взять список глаголов в словаре и примерить его на свое Я. Не все глаголы подходят, например горит или моросит не подходят. Не подходят также и глаголы обобщающего типа вроде рассчитал, запланировал. Это ум рассчитывает, а Я лишь направляет внимание на тему и удерживает его там. Когда идешь по списку глаголов, проявление внутренней логики отбора приводит в восторг. Точно знаешь, что “катит”, а что нет.
***
Важным глаголом для Я представляется ОЩУЩАЮ. Множество ситуаций порождается всем устройством человека, реакциями ума, эмоциональной захваченностью...и все это чутко отражается в теле. Прислушаться к внутренней кинестетической ситуации и означает ОЩУЩАЮ. Это все, что может сделать Я, прежде чем санкционировать новые действия. Тем не менее, при этом отсекаются конкретные содержания, что не дает развить уму бурную деятельность по проигрыванию шаблонных пластинок.
Другая важная пара - ВСПОМИНАЮ....ПЕРЕЖИВАЮ. Ловится тонкое как неуловимый запах и вкус переживание, уже безотносительное к вспомянутой ситуации. Навспоминавшись блаженного, можно попробовать неприятные и нейтральные (скучные) воспоминания с целью трансформации, очищения переживания хотя бы просто в нейтральное осознание. А оттуда до блаженного один шаг. Перегонка, ректификация.
С точки зрения такой внутренней кухни все богатство языка - кроме глаголов в настоящем времени от первого лица единственного числа - съезжает в подвал ума для обслуживания многообразных внешних содержаний. А в окрестности технически выявленного умом глагольного Я царит строгое однообразие единственной глагольной формы.
Интересно, что глагольное Я ничего не хочет, просто констатирует Я ощущаю. Потом ум разбирается с целесообразностью желания, а Я дает санкцию на действие или бездействие.
Вообще, бессмыслицей для Я выглядит ряд популярных глаголов хотеть, иметь, желать, быть, любить. Глагольное Я ничего не хочет, ничего не имеет и не желает (это слишком сложно и вещеориентировано для него), не надо ему и ваших Я есмь, оно и так очевидным образом есть - в рамках данного подхода или программы, вполне выполнимой, хотя и непростой для понимания и реализации.
Михаил Свечников, 31 10 2013