Манас (санскр. manas, от корня man – «думать») – в терминологич.значении внутреннее чувство (“чувственный ум”), обладающее способностью координировать и синтезировать деятельность сенсорных и моторных органов (индрий), а также следить за тем, чтобы чувственные данные поступали к субъекту познания (Атману, Пуруше) в определенной последовательности и чтобы психомоторные желания последнего без промедления передавались соответствующим “исполняющим органам” (кармендрия).
Большинство школ считает М. одним из факторов (наряду с Атманом, индриями и объектами) восприятия (пратьякша) и источником суждения. С этим связано и более общее значение М. как эмпирической ментальности (в отличие от высшего сознания – Атмана, Пуруши), “необработанного ума”, чуждого духовной дисциплине и потому постоянно мечущегося. Так, в мимансе М. уподобляется демону, являющемуся причиной всех несчастий человека (“нет у человека худшего врага, чем М.”). В учениях йоги неустойчивость М. (синоним читта-вритти) считается препятствием к освобождению (мокша), поэтому его стабилизация выступает одной из главных задач йога. Однако при использовании распространенного перевода М. как “разум” (англ. Mind) нужно помнить, что в большинстве филос.школ этот термин обозначает не активную познавательную способность (ср. разум в европ.традиции), а бессознательный инструмент, деятельность которого направляется сознательной душой (Шридхара сравнивает М. со щипцами, с помощью которых можно вытаскивать угли из пылающего очага). Большинство школ включало М. в число индрий, некоторые из них приписывали ему, помимо его обычных функций координатора и синтезатора, способность к особому роду восприятия (манаса-пратьякша).
В “Абхидхармакоше” (I.17) любой из шести видов сознания (виджняна – зрительного, слухового и т.п., а также ментального), переставший существовать в непосредственно предшествующий момент, становится объектом М. и поэтому называется «М». Поскольку класс ментального сознания (мано-виджняна) не имеет иной опоры, кроме самого себя, его опорой провозглашается М. Определяя мысли, слова и поведение, М. создает кармические условия будущего рождения. Самотождественность М. в пределах данного рождения индивида обеспечивается дхармой (см. Дхармы) жизнедеятельности.
В санкхье М. наряду с аханкарой («эго) и буддхи («волевым началом») формирует внутренний психический орган (антахкарана), являющийся эволютом Пракрити (материально-психич.начала), в котором преобладает гуна саттва. В адвайте внутренний орган называется «М.» в ситуации сомнения или неопределенности, когда нужно принять решение, он будет называться буддхи, при употреблении понятия «Я» - аханкарой, а при воспоминании – читтой. В вайшешике М. выступает в качестве инструмента Атмана, существование которого объясняет, почему в одном случае познавательный контакт Атмана, органов чувств и объектов (санникарша) приводит к возникновению знания, а в другом случае не приводит, почему акты познания возникают не одновременно, а последовательно, каким образом происходит припоминание (смрити), а также восприятие внутренних эмоциональных состояний (радости, страдания и т.п.). В ньяе М. считается инструментом необычного восприятия (алаукика), например восприятия ароматного цветка (зрение воспринимает цветок, обоняние – его запах, М. осуществляет синтез этих чувственных данных).
В отличие от ведантистов, считавших М. всепроникающим, подобно Атману, и вопреки учению мимансака Кумарилы Бхатты, видевшего в нем субстанцию среднего размера, вайшешика представляет М. как особого рода атом (ану). Атомарностью М. вайшешики объясняли составленность процесса познания из серии мгновенных актов: М. в силу своего крайне малого размера, способен в единицу времени вступить в контакт только с одним органом чувств и породить в душе только одну «единицу» знания. М. материален (мурта), но в отличие от обычных материальных вещей постоянно активен (за исключением моментов сна), способен перемещаться очень быстро и даже выходить за пределы тела (в особых йогических состояниях). Благодаря его скорости смена чувственных восприятий (визуальных, слуховых и т.п.) происходит так быстро, что человеку кажется, будто он видит, осязает и слышит одновременно.
См. также ст.: Йоги-пратьякша.
В.Г.Лысенко