Йога не для всех

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Йога не для всех » Приемы работы с телом и психикой » Медитация (дерево статей из Энциклопедии "Индийская философия")


Медитация (дерево статей из Энциклопедии "Индийская философия")

Сообщений 1 страница 11 из 11

1

Эта толстенная книга (подарок В.С.Бойко) у меня есть живьем, в и-нете же нашел только djv-файл. Так что приходится набирать руками. Пока что интересно, а там посмотрим.

Начнем со статьи А.В.Парибка МЕДИТАЦИЯ, в которой упоминается масса других любопытных терминов и соответствующих ссылок на статьи. Постараюсь и их набрать.

Набор текстов при этом вовсе не бестолковая работа, она позволяет глубже вникнуть в суть или стремительнее от нее оттолкнуться.

Сами же статьи представляют собой прекрасный объект для медитативной работы в смысле многократного продумывания предлагаемых утверждений.

Для лучшей читабельности большие статьи буду располагать в нескольких постах.

Итак, -

0

2

Медитация. Данное зап.слово употребительно в работах по инд.религиям (реже философиям) и, как может показаться, имеет закрепленное значение. Однако на санскрите, пали и тиб.языке ему соответствуют не один, а десятки общих и частных терминов с весьма различными и точными смыслами. Соотнесение же совр. расхожей мечтательно-расплывчатой «М.» с действительностью инд.цивилизации вообще крайне зыбко. Из подлинных терминов особо важны дхьяна, дхарана, йога, бхавана (тиб. гом – тренировка, культура), нидидхьясана («усиленное и намеренное продумывание»), самадхи («собранность» или «сосредоточение»), кармастхана (букв. «место работы» - в будд.традициях родовое название конкретных упражнений), шаматха, випашьяна.

Ниже слово «М.» будет обобщенно обозначать лишь методы психич.тренировки и развития. Ранее зап.исследователи и интерпретаторы инд.философии, как правило, оставляли М. без внимания – в силу убежденности в том, что философ.работа сводится к теоретизированию о предельно значимых предметах. Поэтому им не приходило на ум опробовать М. самим; настоятельные же советы инд.мыслителей (Будды Шакьямуни, Асанги, Шанкары и др.) заниматься М. игнорировались или вызывали неловкость как посягательство на суверенность мысли. Однако инд.традиция дает основания утверждать, что философию не удается безнаказанно редуцировать к одному из видов интеллектуальной деятельности без утраты ее специфики, то есть не превратив ее в естествознание, лингвистику и т.п., поскольку философия непременно изменяет сознание и жизнь (одним словом, бытие) философа. В наст.вр. это стало убеждением мн. исследователей, нередко становящихся также и последователями инд.философий.

0

3

В историч.действительности инд.философии М. имела следующие функции:

1. Источника метафизич.убеждений, что отмечено уже в «Брахмаджала-сутте» (V-IV вв. до н.э., текст входит в состав Типитаки): как сообщает в ней Будда, такие убеждения как извечность «Я»и мира, монотеизм, политеизм, - суть принятые кем-то как истинное содержание различных медитативных опытов.

2. Обретения опыта, позволяющего понять филос.проблему и предложенные в текстах решения ее, а далее компетентно принять одно из решений, либо придумать новое. Вот два примера:

А) Онтологич.основоположение санкхьи о различности Пуруши и Пракрити прозрачно явлено в опыте волевой М., когда все психические содержания и процессы, то есть весь организм сознания, намеренно объективируются: я их растождествляю с собою, усилием удерживаю это растождествление, сам же пребываю чистым тождеством «я есмь я». В этой М. легко отслеживаются также события возрастания или убывания ясности сознания, что соответствует в текстах саттве и тамасу, а равно и побудке к действию, то есть гуне раджас. Обрести такой опыт после регулярных попыток нетрудно, но, к несчастью, в обсуждающих традицию санкхьи текстах на рус. и зап.языках вовсе нет следов наличия данного опыта у их авторов; нет у них потому и понимания основ этой онтологии, имеется лишь пересказ чужих слов, так что приходится их счесть простыми доксографами. После такого опыта, который открывает (а отнюдь не закрывает) пространство размышлений, можно заняться проблемой множества пуруш (чего опыт не решает), озадачиться вопросом, пределен ли этот опыт (имея этот опыт, можно и не становиться сторонником санкхьи) и т.д., и все это – нормальная филос.работа, но начало и сама осмысленная возможность ее взяты из М.

0

4

Б) Действительность психич.инстанции манаса, общая для ньяи, вайшешики и школ будд.философии, доступна в медитативном опыте самонаблюдения, подобного феноменологическому. В нем впервые становится заметно то, что в текстах осмыслен как действие сам манас (в отличие от санскр.слова manas или понятия манас, ибо сам манас – это не понятие манаса): невозможно сознательным вниманием одновременно, разом предпринять два разных действия. Но чтобы обнаружить эту априорную черту, приходится, поупражнявшись, вероятно, впервые обнаружить, что же это такое – намеренное внимание, а также его фокус и периферия. Иначе манас остается исследователю непонятен, причем мощь филос.мышления нимало не помогает делу, и это по прочтении интерпретирующих текстов вполне очевидно любому, успешно выполнившему данную М.

3. В приложении к человеку, осваивающему некоторую философию, М. давала бесценный инструмент, позволяющий соединить убеждения с жизнью, сделать случайным и преходящим противоречие между ними, благодаря чему у личности был шанс воплотить данную философию в действительности: привести свое повседневное реагирование в гармонию с филос.воззрениями и добиться того, чтобы желательные, согласно определенному убеждению, реакции сделались спонтанными и естественными. Дадим здесь две будд.иллюстрации, одну – из области нравственной философии, другую – из онтологии.

0

5

Вот первая. Тезис: «Мои враги суть мне учителя».
Краткое обоснование: «Гнев пагубен. Для его объекта – в самый момент проявления гневной страсти, зато для гневающегося – и в самый момент (гневаться неприятно, лицо гневливца безобразно, всяк бы предпочел радоваться), и впоследствии (в силу устройства человеческого общежития, да и согласно карме). Не если нет конфликтов, то своей гневливости не заметишь. В столкновении же с личными врагами гнев явно переживается, и вот тогда-то самое время его изживать и преодолевать. Стало быть, враги суть непременные условия ситуации изживания гнева. Самим своим наличием они учат меня избавляться от него, а значит, они для меня – учителя безгневия».
Это – мудрые мысли зрелого человека, но до М. на данную тему – не мои мысли, даже если я с ними согласился. М. заключается в многократном продумывании этих мыслей, чтобы они сделались моими. Когда упражняющийся замечает, что продумывание дало искомый результат, а именно, вспомнив о своем враге, относишься к нему как к учителю, а не супостату, надлежит тотчас перестать думать и перевести фокус внимания на новое эмоциональное состояние, удерживая его, покуда оно не поблекнет или не сменится старым шаблоном, а затем вернуться к продумыванию. В описанной процедуре первая фаза называется «аналитической М.» и точно соответствует европ.мышлению, то есть осознанному, целенаправленному и сосредоточенному использованию ума для решения задач. Вторая фаза – «удерживающая М.», и в ней-то убеждение становится действенным и подлинным.

0

6

И вторая иллюстрация. Прекрасные (нежная сговорчивая красавица, яства) или отвратительные (отъявленный мерзавец, экскременты) вещи или существа мира производят на меня сильнейшее впечатление, воспроизводят и углубляют мою несвободу. Я понимаю, что несвобода нежелательная сама по себе, и хочу свободы. Теперь спрашивается: каков способ бытия вещей в мире? Если они на самом деле есть и среди них есть вещи сами по себе прекрасные или мерзкие, то положение дел в принципе неисправимо, и мне остается только, не желая терять свободу, с переменным успехом уклоняться от встречи с ними. Зато, если филос.исследование покажет, что вещи сами по себе никакие,  не хороши и не плохи – а это в будд.традиции именно так, поскольку у вещей нет сущности, то моя свобода вполне осуществима. Нужно лишь доказать этот онтологический тезис самому себе, а затем научиться  в любых обстоятельствах не забывать этой доказанности и поступать с вещами согласно тому, что сущности у них нет и не было. И здесь опять первая задача – филос.-интеллектуальная, по-своему решаемая любой школой будд.мысли, вторая же – медитативная и решается – напр., в традиции мадхьямаки – в ходе М. о пустоте (шуньята).

Благодаря М. как технике приобщения к определенной философии личность осваивающего традицию философа может прийти в такое отношение со своим мировоззрением, которое неотличимо от отношения к нему первооткрывателя или классика. Т.о., мы обретаем достаточно действенное средство борьбы с величайшим бедствием в историч.существовании философии: утратой смысла и духа и заменой их словами как знаками былых чужих мыслей.

0

7

Некоторые важные разновидности М. (ср. шаматха, випашьяна) служат также задаче изживания психич.фантазмов, которые в противном случае непременно затрудняют и замутняют филос.мышление вплоть до его утраты (из-за постоянного отвлечения на сугубо личное) или извращения (то, что в глубинной психологии называется «интеллектуализацией»). Благодаря такой медитативной выучке есть бОльшие основания надеяться, что занимавшийся философией, писавший филос.тексты автор решал новые задачи, а не пустословил ради почета или прибыли, что занятие философией имело для него лично смысл и ценность, близкие к содержанию рассматриваемых проблем или хотя бы не противоречащие им, что он не изживал психич.комплексы с помощью или под видом философствования и т.п. В силу этого обнаруживаемая в текстах инд.философии новизна в большем числе случаев окажется подлинным обновлением проблематики или метода, нежели в Европе, где весОм вклад самоутверждения личности, не представляющий никакого филос.интереса.

4. В терминах самой инд.философии М. приводит к непосредственному знанию своего объекта, что трактуется по-разному: как особый тип восприятия (в школах Дхармакирти), как знание-переживание (в адвайте), как осуществление (сиддхи) и др.

5. Благодаря успешной М. на онтологич.темы то, что было прежде, в европ.выражениях трансцендентным или ноуменальным, становится имманентным или феноменальным. Потому-то названные понятия не имеют полного соответствия  к инд.филос.языке. Вот примеры: для обычных людей филос.положения упанишад «Атман есть Брахман» или «Ты еси то» в лучшем случае говорят о трансцендентном (в худшем же это просто бессмыслицы), а для успешного последователя веданты это дано в опыте. Для обычного человека утверждение мадхьямаки «Какое угодно сущее пусто» трактует о трансцендентном, а для практика будд.философии, достигшего пути вИдения, в нем сформулирован опытный факт. Т.о., М. есть средство превращения трансцендентного в имманентное, в терминах инд.философии – превращение того, что следует реализовать, доказать, обосновать (садхьям), в реализованное, доказанное, обоснованное (сиддхам).

А.В.Парибок

0

8

Шаматха (Саматха) (санскр. Śamatha, пали samatha – «покой», «невозмутимость») – в традиц.буддизме система медитативных практик, направленных на искоренение аффектов, препятствующих духовному самосовершенствованию, и достижение глубинного внутренного покоя (синоним самадхи), который способствует развитию силы понимания (випашьяна).

В йоге Патанджали Ш. соответствует самадхи. Внутренняя сила Ш. состоит в мысленном концентрации на одном объекте (“одноточечности” ума), в идеале – на самом сознании и неотвлечении ни на что другое. Возникает как результат свободы от желаний, от злонамеренности и т.п. и установки на достижение полного освобождения сознания от к.-л. содержания, приходящего извне.

В “чистом виде” Ш. включает практику четырех дхьян и четырех самапатти, а также культивирование четырех внутренних состояний (брахма-вихара): 1) благорасположенности ко всему живому (метта), 2) сострадания (каруна), 3) радостного сопереживания успехам и радостям других людей (мудита), 4) умиротворенности (упекха), - которые рассматриваются как “противоядия” против соответственно: 1) агрессивности, 2) жестокости и сентиментальной жалостливости, 3) зависти и 4) равнодушия и апатии. Однако в обычных перечнях медитативных практик, напр. в “Висудхимагге” Буддагхосы, Ш. перемежается с практиками випашьяны.

О соотношении методов Ш. и випашьяны см. ст. Медитация в буддизме.

В.Г.Лысенко

0

9

Випашьяна (Випассана) (санскр. vipaŚyanaaa, пали vipassanaa) – будд.медитативная практика. Этимологически буквально означает «процесс усмотрения того разного, что всплывает в уме». Имеет две главные трактовки.

Во-первых, обуздав неконтролируемую активность воспоминания и воображения с помощью практики шаматха, йог может приступить к В. с целью систематич.чистки своей психики от фантазмов, случайного биографического материала и пр. Он принимает созерцательную позу и воздерживается от новых размышлений и любой намеренной активности. Вскоре ему на ум начинают приходить разнообразные прежние случайные помыслы. В. получается в том случае, когда по появлении помысла йог замечает, что это всего лишь помысел, то есть не смешивает, как то бывает всегда и у всех людей, кроме йогов, свои помыслы и реальность. У всякого помысла есть содержательный и эмоционально-переживательный компонент (самое неприятное чувство). Йог замечает без помощи внутренней речи, что образ – это одно, а неприятное чувство, проявившееся одновременно с образом, - это другое, и в силу лишь того, что он это заметил, данная связь образа с чувством распадается или, если она сильна, ослабевает, с тем чтобы распасться окончательно в какой-то другой раз. 

Во-вторых, В. есть рефлективный, контролируемый процесс продумывания филос.положений будд.традиции, к которой принадлежит йог, как лично своих мыслей, имеющий результатом полную и окончательную убежденность в соответствии их положению дел в мире.

А.В.Парибок

0

10

Дхьяна (санскр. dhyaana, пали jhaana – «размышление», «созерцание», «медитация», «сосредоточение») – созерцание, строгий специальный термин, сходно понимаемый во всех духовных традициях Индии, буддизме, индуизме и джайнизме. Главное назначение Д. в йогической практике (любой традиции) – успокоение сознания, намеренное овладение процессами его развертывания, подводящее на высшей из ступеней Д. к временному прекращению всякой психической активности. И в будд., и в индуистской йоге это понимается как предвосхищающее переживание в этой жизни итога духовной практики, который наступит после исчерпания последнего существования. В качестве объектов Д. предлагаются значимые и позитивные в традиции ценности (Бог в индуистской йоге, совершенства Будды у буддистов), абстрактные качества, которые Д. позволяет пережить конкретно (первостихии земли, воды), и т.д. Классич.индуистский источник учения о Д. – «Йога-сутры» Патанджали с коммент. Вьясы; очень близка к нему и джайн.трактовка Д. В буддизме Д. многократно и стереотипно упоминаются, уже начиная с Палийского канона (см. Трипитака). «Висуддхимагга» Буддхагхосы содержит подробные инструкции и теоретич.обсуждения Д. с позиции школы тхеравада.

Будд.традиция делит Д. на 4 либо 5 стадий. Первая характеризуется совместным наличием таких факторов, как: 1) витарка (объект дает себя сознанию), 2) вичара (раскрытие сути объекта), 3) прити (восторг), 4) сукха (приятное телесное ощущение) и 5) айкагрья (однонацеленность сознания на объект). Первый и второй факторы – содержательные, третий и четвертый – энергийно-процессуальные, а последний компонент связывает обе пары в единую структуру. На более высоких стадиях Д. названные факторы один за другим сходят на нет.

Будучи особым йогическим умением, Д. тем не менее имеет достаточно близкие аналоги в психической жизни развитого культурного европейца. Это состояние творчества и поглощенность художественным шедевром, в особенности разворачивающимся во времени (музыка, театр), в обоих случаях человеком переживается пассивно, ср. типичные фразы: «Меня захватила и повела симфония», «Музыка что-то делает со мною» (а не «Я что-то делаю с музыкой»). Объекты, данные в этом состоянии, переживаются как более значительные и более реальные сравнительно с повседневностью. Объект разворачивает передо мной как свидетелем свою суть. Эмоционально это состояние в высшей степени позитивно; покуда оно длится, мелкие телесные недуги не дают о себе знать и не попадают в сферу внимания, ибо объект захватывает внимание безраздельно.

Антропологич.проработанность Д., позволяющая назвать ее сугубо йогическим навыком, сказывается, в отличие от европ.аналогов, прежде всего в том, что йог способен длить состояние Д. непрерывно и достаточно долго (тексты говорят о многих сутках), не «уходя» в обыденность, тогда как творчески работающий поэт или математик все-таки перемежает состояния дхьянического типа с повседневными. В индуистской традиции вместо прити используется лексический синоним ананда, вместо сукхи введено понятие асмита, «чувство себя». Впрочем, правдоподобно полагать саму структуру Д. одной и той же в разных школах, а различия в терминах объяснять не эмпирическим отличием объектов описания, но теоретич.соображениями.

А.В.Парибок

0

11

Манас (санскр. manas, от корня man – «думать») – в терминологич.значении внутреннее чувство (“чувственный ум”), обладающее способностью координировать и синтезировать деятельность сенсорных и моторных органов (индрий), а также следить за тем, чтобы чувственные данные поступали к субъекту познания (Атману, Пуруше) в определенной последовательности и чтобы психомоторные желания последнего без промедления передавались соответствующим “исполняющим органам” (кармендрия).

Большинство школ считает М. одним из факторов (наряду с Атманом, индриями и объектами) восприятия (пратьякша) и источником суждения. С этим связано и более общее значение М. как эмпирической ментальности (в отличие от высшего сознания – Атмана, Пуруши), “необработанного ума”, чуждого духовной дисциплине и потому постоянно мечущегося. Так, в мимансе М. уподобляется демону, являющемуся причиной всех несчастий человека (“нет у человека худшего врага, чем М.”). В учениях йоги неустойчивость М. (синоним читта-вритти) считается препятствием к освобождению (мокша), поэтому его стабилизация выступает одной из главных задач йога. Однако при использовании распространенного перевода М. как “разум” (англ. Mind) нужно помнить, что в большинстве филос.школ этот термин обозначает не активную познавательную способность (ср. разум в европ.традиции), а бессознательный инструмент, деятельность которого направляется сознательной душой (Шридхара сравнивает М. со щипцами, с помощью которых можно вытаскивать угли из пылающего очага). Большинство школ включало М. в число индрий, некоторые из них приписывали ему, помимо его обычных функций координатора и синтезатора, способность к особому роду восприятия (манаса-пратьякша).

В “Абхидхармакоше” (I.17) любой из шести видов сознания (виджняна – зрительного, слухового и т.п., а также ментального), переставший существовать в непосредственно предшествующий момент, становится объектом М.  и поэтому называется «М». Поскольку класс ментального сознания (мано-виджняна) не имеет иной опоры, кроме самого себя, его опорой провозглашается М. Определяя мысли, слова и поведение, М. создает кармические условия будущего рождения. Самотождественность М. в пределах данного рождения индивида обеспечивается дхармой (см. Дхармы) жизнедеятельности.

В санкхье М. наряду с аханкарой («эго) и буддхи («волевым началом») формирует внутренний психический орган (антахкарана), являющийся эволютом Пракрити (материально-психич.начала), в котором преобладает гуна саттва. В адвайте внутренний орган называется «М.» в ситуации сомнения или неопределенности, когда нужно принять решение, он будет называться буддхи, при употреблении понятия «Я» - аханкарой, а при воспоминании – читтой. В вайшешике М. выступает в качестве инструмента Атмана, существование которого объясняет, почему в одном случае познавательный контакт Атмана, органов чувств и объектов (санникарша) приводит к возникновению знания, а в другом случае не приводит, почему акты познания возникают не одновременно, а последовательно, каким образом происходит припоминание (смрити), а также восприятие внутренних эмоциональных состояний (радости, страдания и т.п.). В ньяе М. считается инструментом необычного восприятия (алаукика), например восприятия ароматного цветка (зрение воспринимает цветок, обоняние – его запах, М. осуществляет синтез этих чувственных данных).

В отличие от ведантистов, считавших М. всепроникающим, подобно Атману, и вопреки учению мимансака Кумарилы Бхатты, видевшего в нем субстанцию среднего размера, вайшешика представляет М. как особого рода атом (ану). Атомарностью М. вайшешики объясняли составленность процесса познания из серии мгновенных актов: М. в силу своего крайне малого размера, способен в единицу времени вступить в контакт только с одним органом чувств и породить в душе только одну «единицу» знания. М. материален (мурта), но в отличие от обычных материальных вещей постоянно активен (за исключением моментов сна), способен перемещаться очень быстро и даже выходить за пределы тела (в особых йогических состояниях). Благодаря его скорости смена чувственных восприятий (визуальных, слуховых и т.п.) происходит так быстро, что человеку кажется, будто он видит, осязает и слышит одновременно.

См. также ст.: Йоги-пратьякша. 

В.Г.Лысенко

0


Вы здесь » Йога не для всех » Приемы работы с телом и психикой » Медитация (дерево статей из Энциклопедии "Индийская философия")


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно