Шлока 127. Пранаяма должна выполняться с концентрацией ума
मारुतस्य विधिं सर्वं मनोयुक्तं समभ्यसेत् ।
इतरत्र न कर्तव्या मनोवृत्तिर्मनीषिणा ॥१२७॥
маарутасйа видхиМ сарваМ мано-йуктаМ самабхйасэт |
итаратра на картавйаа мано-вРиттир-маниишинаа ||127||
Все техники пранаямы должны выполняться с концентрацией ума. Мудрый человек не должен позволять своему уму вовлекаться в изменения (вритти).
Во время практики пранаямы ум имеет тенденцию захватываться тем множеством мыслей и эмоций, которые возникают ежеминутно. В частности, так происходит во время практики бхастрика-пранаямы. Мысли приходят очень быстро, и осознавание легко сметается их воздействием. Недостаточно просто выполнять пранаяму чисто механически, пока осознавание рассеивается и бесцельно бродит в паутине иллюзорных мыслей и видений. Необходима концентрация на текущем моменте. Ум, тело и прана должны сотрудничать и работать в унисон. Следует найти метод концентрации, которого нужно придерживаться во время практики.
Во время нади-шодхана-пранаямы сознание должно быть зафиксировано или на мантре, или на подсчете соотношения между числами вдохов и выдохов. Попробуйте соотношение 1:2. Вдыхайте при мысленном повторении мантры «Ом» четыре раза, затем выдыхайте при мысленном повторении ее восемь раз. Сознание должно перемещаться вместе с вдыхаемым и выдыхаемым воздухом.
Во время бхрамари-пранаямы концентрируйтесь на источнике звука в мозге и на тонких жужжащих вибрациях. В удджайи-пранаяме вслушивайтесь в тонкий звук дыхания, повторяя звук «Со» при вдохе и звук «Хам» при выдохе, перемещая в то же время сознание и прану вверх и вниз вдоль спинного прохода. Повторение мантр и звуковые вибрации позволяют удержать концентрацию.
Как концентрироваться во время бхастрика-пранаямы? Невозможно выполнять джапу с каждым из вдохов/выдохов. Концентрацию можно сохранять, считая пары вдох/выдох и доходя в этом счете до 100, 200, 300,400 и т.д. Выдерживайте кумбхаку с уддияна-, джаландхара- и мула- бандхами и концентрируйтесь на муладхаре, затем на манипуре, наконец на вишуддхи; после этого правильно расслабьте бандхи. Начните второй цикл и удерживайте сознание на счете, как и ранее. Если вы умеете удерживать сознание, это улучшит качество и глубину дхараны. Дхьяна, фактически, проявляется как результат глубокой концентрации в бхастрике.
Концентрация ума на чем-то одном является существенной составляющей всех практик, будь то пранаяма, асана или мудра. Это суть совершенства в каждой форме йоги. Есть короткая притча, иллюстрирующая данное положение. Однажды ученик попросил своего гуру написать нечто самое мудрое. Гуру написал слово «внимание». Ученик спросил, все ли это, и попросил гуру добавить что-нибудь, потому что написанное было слишком кратким. Тогда гуру написал «внимание, внимание». И снова ученик не понял и попросил дать более глубокие объяснения. Тогда гуру написал три раза «внимание, внимание, внимание». Ученик был совершенно озадачен и снова спросил, что это значит. Гуру сказал: «Внимание означает внимание». В любой ситуации, а не только при выполнении пранаямы, мы должны обращать внимание на переживания, действия и мысли, существующие в данный момент, и осознавать их. Развитие осознавания во время пробуждения ведет к постоянному осознаванию в более глубоких состояниях дхьяны и самадхи.