Шлоки 19-22. Маха-бандха — великий замок
МАХА-БАНДХА (великий замок)
अथ महाबन्धः
पार्ष्णिं वामस्य पादस्य योनिस्थाने नियोजयेत् ।
वामोरूपरि संस्थाप्य दक्षिणं चरणं तथा ॥१९॥
атха махаа-бандхаХа
пааршНиМ ваамасйа паадасйа йони-стхаанэ нийоджайэт |
вааморуупари саМстхаапйа дакшинаМ чараНаМ татхаа ||19||
Прижми пятку левой ноги к промежности/влагалищу и положи правую ступню на левое бедро.
* * *
पूरयित्वा ततो वायुं हृदये चुबुकं दृढम् ।
निष्पीड्यं वायुमाकुञ्च्य मनोमध्ये नियोजयेत् ॥२०॥
пуурайитваа тато ваайуМ хРидайэ чубукаМ дРиДхам |
нишпииДйаМ ваайум-аакуньчйа мано-мадхйэ нийоджайэт ||20||
Вдыхая, подведи подбородок к груди (джаландхара-бандха), сожми область промежности или шейки матки (мула-бандха) и сконцентрируйся на межбровном центре (шамбхави-мудра).
* * *
धारयित्वा यथाशक्ति रेचयेदनिलं शनैः ।
सव्याङ्गे तु समभ्यस्य दक्षाङ्गे पुनरभ्यसेत् ॥२१॥
дхаарайитваа йатхаа-шьакти рэчайэд-анилаМ шьанайХ |
савйааНЪгэ ту самабхйасйа дакшааНЪгэ пунар-абхйасэт ||21||
Задержав дыхание надолго, но без потери комфортности, медленно выдохни. Завершив практику на левой стороне, практикуй снова на правой стороне.
* * *
मतमत्र तु केषांचित्कण्ठबन्धं विवर्जयेत् ।
राजदन्तस्थजिह्वाया बन्धः शस्तो भवेदिति ॥२२॥
матам-атра ту кэшааМчит-каНТха-бандхаМ виварджайэт |
рааджа-данта-стха-джихваайаа бандхаХ шьасто бхавэд-ити ||22||
Некоторые считают, что горловой замок (джаландхара-бандха) не является необходимым и что достаточно прижать язык к передним зубам.
Маха-бандха представляет собой «великий замок». В соответствии с этой шлокой, а также согласно трудам «Гхеранда Самхита» и «Хатхаратнавали», она состоит из внутренней задержки дыхания, или антар-кумбхаки, из джаландхара- и мула- бандх и из шамбхави-мудры. Маха-бандха, однако, выполняется также с внешней задержкой дыхания и с джаландхара, уддияна и мула-бандхами, о которых позднее упоминается в шлоках 74—76. В настоящее время маха-бандха в основном практикуется с внешней задержкой дыхания и тремя бандхами; шамбхави-мудра является дополнительной, необязательной. Согласно «Гхеранда Самхите», когда используется уддияна-бандха, практика превращается в маха-ведха-мудру, но «Хатха-йога Прадипика» утверждает, что маха-ведха-мудра представляет собой совершенно другую практику.
И снова следует вспомнить, что любое расхождение в описаниях практик мудр и бандх обусловлено тем фактом, что эти техники извлечены из тантры, в которой не делается никаких различий между мудрами и бандхами.
Техника 1 (техника хатха-йоги)
Сядьте в полупадмасану, прижав левую пятку к промежности или влагалищу и поместив правую ступню поверх левого бедра.
Приготовьтесь, как к любой медитативной практике. Медленно вдохните через левую ноздрю и выполните антар-кумбхаку (внутреннюю задержку дыхания), затем джаландхара-бандху, мула-бандху и шамбхави-мудру. Если желаете, глаза могут быть закрыты на протяжении всей практики; во время задержки дыхания вы можете также концентрироваться на межбровном центре. Удерживайте кумбхаку, бандхи и шамбхави настолько долго, насколько это остается комфортным. Перед выдохом расслабьте шамбхави-мудру, затем мула-бандху и, наконец, джаландхару.
Когда шея снова выпрямлена, а плечи расслаблены, медленно выдохните через правую ноздрю. Затем медленно вдохните через правую ноздрю и практикуйте, как описано выше. Выдох делайте через левую ноздрю. Это один цикл. Перед началом следующего цикла подышите нормально минуту или две, концентрируясь на естественном дыхании.
Первоначально практикуйте три цикла, затем увеличьте их количество до пяти.
Техника 2
В настоящее время маха-бандха чаще всего выполняется следующим образом:
Желательно сидеть в сиддхасане (сиддха-йони-асане), поскольку в этой позе оказывается давление на муладхару; вы можете также сидеть в падмасане или в полупадмасане. Держите кисти рук на коленях, спина выпрямлена, голова держится прямо, глаза закрыты. Расслабьте все тело. Глубоко и медленно вдохните через нос. Через сморщенные трубочкой губы с силой и полностью выдохните.
Выполните джаландхара, уддияна и мула-бандхи. Сделайте внешнюю задержку дыхания как можно дольше; при этом циклически переводите сознание от муладхары к манипуре и вишуддхи, мысленно повторяя названия этих чакр в момент концентрации на каждой из них. Когда вы уже не в состоянии будете задерживать дыхание, расслабьте мула-бандху, уддияна-бандху и, наконец, джаландхара-бандху и медленно вдохните контролируемым образом.
Закройте глаза, полностью расслабьте тело и дышите естественно, концентрируя внимание на самопроизвольном дыхании.
Затем снова повторяйте весь вышеописанный цикл. Начинайте с выполнения трех таких циклов.
Через много месяцев, когда вы станете достаточно опытным в этой практике, прибавляйте по одному циклу каждый второй, третий или четвертый день, пока не будете выполнять девять циклов. Непрерывная практика в течение нескольких лет даст в результате самопроизвольное прекращение дыхания, даже после выхода из кумбхаки. Вы можете сделать один или два нормальных вдоха-выдоха, и после этого дыхание остановится автоматически. Пусть это случается — вы просто наблюдайте, как долго это будет продолжаться.
Маха-бандха может выполняться между каждыми двумя циклами бхастрика пранаямы. Ее лучше выполнять совместно с бхастрика пранаямой, поскольку в этом случае кумбхака может выполняться в течение большего интервала времени.
Очевидно, что, до того как пытаться выполнять маха-бандху, вы должны научиться в совершенстве выполнять три отдельные бандхи. Люди, страдающие от высокого или низкого кровяного давления, грыжи, язв желудка или кишечника или любых других заболеваний внутренних органов, должны сначала поправить свое здоровье, а уж затем пытаться практиковать маха-бандху. Для выполнения этой практики требуется хорошее здоровье.