Шлоки 92-94. Сахаджоли мудра — практика спонтанного пробуждения
САХАДЖОЛИ МУДРА
(практика спонтанного пробуждения)
अथ सहजोलिः
सहजोलिश्चामरोलिर्वज्रोल्या भेद एकतः ।
जले सुभस्म निक्षिप्य दग्धगोमयसम्भवम् ॥९२॥
атха сахаджолиХи
сахаджолишь-чаамаролир-ваджролйаа бхэда экатаХ |
джалэ субхасма никшипйа дагдха-гомайа-самбхавам ||92||
Сахаджоли и амароли являются отдельными техниками ваджроли. Пепел от сожженного коровьего навоза должен быть смешан с водой.
* * *
वज्रोलीमैथुनादूर्ध्वं स्त्रीपुंसोः स्वाङ्गलेपनम् ।
आसीनयोः सुखेनैव मुक्तव्यापारयोः क्षणात् ॥९३॥
ваджролии-майтхунаад-уурдхвам стрии-пуМсоХ сваНЪга-лэпанам |
аасинайоХ сукхэнайва мукта-вйаапаарайоХ кшанаат ||93||
После выполнения ваджроли во время полового акта (находясь в удобной позе) мужчина и женщина во время отдыха должны втереть пепел в определенные места своих тел.
* * *
सहजोलिरियं प्रोक्ता श्रद्धेया योगिभिः सदा ।
अयं शुभकरो योगो भोगयुक्तोऽपि मुक्तिदः ॥९४॥
сахаджолир-ийаМ проктаа шьраддхэйаа йогибхиХ садаа |
айаМ шьубха-каро його бхога-йукто'пи муктадиХ ||94||
Это называется сахаджоли мудрой, и йогины всецело верят в нее. Она является весьма полезной и приводит к просветлению через комбинацию йоги и бхоги (чувственных переживаний).
Сахадж означает «спонтанный». Сахаджоли является существенной частью ваджроли, так же как джаландхара является частью уддияны. Описание сахаджоли, даваемое здесь, отличается от описаний, приводимых в других текстах. Это практика, выполняемая и мужчиной, и женщиной, за которой следует использование пепла. В тантре мужчина выполняет ваджроли, а та же самая практика, выполняемая женщиной, называется сахаджоли. В трактате «Шива Самхита» говорится: «Когда йогин в состоянии контролировать и останавливать извержение семенной жидкости посредством йони-мудры (ваджроли), это называется сахаджоли. Это секрет, сохраняемый всеми тантрами. Они (сахаджоли и амароли) отличаются только по названию, по существу это одно и то же. Поэтому йогин может использовать любую из этих практик — но с должной тщательностью». Амароли и сахаджоли — это два различных средства сохранения бинду. Амароли обсуждается в последующих шлоках.
В древней традиции шиваизма пепел втирается в тело, а именно в лоб. Это не просто знак, свидетельствующий о последователе Шивы, а процедура, предназначенная для подъема сознания в теле и для пробуждения высших способностей ума. Как применение вещества синдхур, содержащего ртуть, стимулирует аджна-чакру, так и применение пепла в сахаджоли оказывает влияние на тонкие элементы (таттвы) тела.
При подготовке к тантрической садхане очищение всего тела достигается с помощью процесса, называемого бхута-шуддхи, что означает очищение панча-таттва (пяти элементов). Это включает в себя пранаяму, медитацию, применение пепла, мантры и голодание. В трактате «Шримад Дэви Бхагаватам» применение пепла называется «огненной ванной» и рассматривается как одна из высших форм садханы. Используется при этом не любой пепел. Это должен быть пепел коровьего помета, и в данной Пуране описывается, какая порода коров должна быть выбрана в зависимости от фазы луны.
Применение пепла не связывается только с половым актом, и его (пепла) использование весьма приветствуется. «Йогин, который принимает ванну из пепла для всего тела в течение трех сандхья, быстро развивает состояние единения (йогу)... Такая ванна из пепла во много раз превосходит водяную ванну... Первым о ней рассказал Шива, который сам принимал ее... Тот, кто посыпает пеплом голову, достигает состояния Рудры (Шивы, чистого сознания), продолжая жить в теле из пяти элементов (панча-таттва)... Ванна из пепла очищает не только от внешних, но и от внутренних загрязнений».
Есть два основных пути постижения истины; один известен как правритти, другой — как нивритти. Правритти представляет собой путь духовной эволюции путем вовлеченности в желания, амбиции, эмоции и все модификации ума (вритти) без отказа от каких-либо аспектов мирской жизни. Нивритти представляет собой самоотречение, путь тотального ухода от вритти, мирской жизни и общества.
В соответствии с учением Вед первые две стадии жизни человека (брахмачарья-ашрама и грихастха-ашрама), продолжающиеся до пятидесяти лет, принадлежат правритти-марге, или пути. На этих двух стадиях желания, страсти и амбиции необходимы, и человек может проявлять и выражать их. Затем наступает период перехода от правритти к нивритти. Это третья стадия жизни (ванапрастха), продолжающаяся от пятидесяти до семидесяти пяти лет, в период которой вы размышляете о своей жизни и все подвергаете сомнению. Вы начинаете сомневаться и вновь все обдумывать, что ведет к самоотречению, четвертой стадии (санньяса-ашрама).
«Бхагавад Гита» утверждает с совершенной определенностью, что можно достичь абсолютной реальности или посредством правритти, или посредством нивритти. Правритти, или вовлеченность, описывается в терминах кармы, или «действия и выражения». Нивритти есть путь Санкхьи, или сознания и переживания. Имеются, впрочем, и другие мнения, высказываемые некоторыми авторитетными авторами, — что высшая, или абсолютная, реальность не может быть достигнута при активной вовлеченности (правритти), а только при пассивном осознавании (нивритти). «Бхагавад Гита», однако, ясно утверждает, что и тот, кто работает, и тот, кто отрекся от всего, равным образом достигнут этого результата, при условии что они откажутся от своего эго, от своего низшего «я», очистят свой ум и дисциплинируют свои чувства. Если обычные семейные люди отсоединят свое эго, или откажутся от идеи «деятеля», то есть от идеи «я делаю», то и они смогут достигнуть высшего пути.
Путь правритти, или вовлеченности, — не для чувственных удовольствий и наслаждений. Чувственная жизнь — это побочный продукт. Реальной целью является самопросветление, но это путь, требующий длительного времени. Он постепенный и не опасный. Нивритти-марга очень трудна, даже экстремальна, но на нее не требуется много времени.
В данной шлоке трактата «Хатха-йога Прадипика» показывается, что вполне допустимой является комбинация йоги (осознавания) и бхоги (чувственных переживаний). На самом деле, все то время, когда вы вовлечены в жизнь внешнего мира, нужно развивать внутреннее осознавание и целью должна быть йога, или единение. Именно здесь чрезвычайно полезной является хатха-йога, независимо от того, следуете ли вы пути мирской вовлеченности или отказываетесь от мира.