Шлоки 59-65. Бхастрика-пранаяма – дыхание кузнечных мехов
БХАСТРИКА-ПРАНАЯМА (дыхание кузнечных мехов)
अथ भस्त्रिका
ऊर्वोरुपरि संस्थाप्य शुभे पादतले उभे ।
पद्मासनं भवेदेतत्सर्वपापप्रणाशनम् ॥५९॥
атха бхастрикаа
уурвор-упари саМстхаапйа шьубхэ паада-талэ убхэ |
падмаасанаМ бхавэд-этат-сарва-паапа-праНаашьанам ||59||
Помещение обеих ступней на верхние участки бедер – это падмасана, которая уничтожает все грехи (плохую карму).
* * *
सम्यक्पद्मासनं बद्ध्वा समग्रीवोदरः सुधीः ।
मुखं संयम्य यत्नेन प्राणं घ्राणेन रेचयेत् ॥६०॥
самйак-падмаасанаМ баддхваа сама-грииводараХ судхииХ |
мукхаМ саМйамйа йатнэна прааНаМ гхрааНэна рэчайэт ||60||
Сидя правильно в падмасане и удерживая шею и живот на одной линии, выдыхай прану через нос.
* * *
यथा लगति हृत्कण्ठे कपालावधि सस्वनम् ।
वेगेन पूरयेच्चापि हृत्पद्मावधि मारुतम् ॥६१॥
йатхаа лагати хРит-каНТхэ капаалаавадхи са-сванам |
вэгэна пуурайэч-чаапи хРит-падмаавадхи маарутам ||61||
И снова воздух следует быстро вдохнуть в лотос сердца. Соответственно наполнение должно ощущаться от сердца и горла вплоть до черепа.
* * *
पुनर्विरेचयेत्तद्वत्पूरयेच्च पुनः पुनः ।
यथैव लोहकारेण भस्त्रा वेगेन चाल्यते ॥६२॥
пунар-вирэчайэт-тадват-пуурайэч-ча пунаХ пунаХ |
йатхайва лохакаарэНа бхастраа вэгэна чаалйатэ ||62||
Таким образом поочередно выполняются вдох и выдох; движение при этом напоминает работу кузнечных мехов.
* * *
तथैव स्वशरीरस्थं चालयेत्पवनं धिया ।
यदा श्रमो भवेद्देहे तदा सूर्येण पूरयेत् ॥६३॥
татхайва сва-шьариира-стхаМ чаалайэт-паванаМ дхийаа |
йадаа шьрамо бхавэд-дэхэ тадаа суурйэНа пуурайэт ||63||
Таким образом дыхание осуществляется с полным осознанием и при стабильности тела. Когда тело устанет, вдыхай через правую ноздрю.
* * *
यथोदरं भवेत्पूर्णमनिलेन तथा लघु ।
धारयेन्नासिकां मध्यातर्जनीभ्यां विना दृढम् ॥६४॥
йатходараМ бхавэт-пуурНам-анилэна татхаа лагху |
дхаарайэн-наасикааМ мадхйаа-тарджаниибхйааМ винаа дРиДхам ||64||
Соответственно, когда живот окажется наполненным воздухом, плотно перекрой ноздри (и дыхание), не используя указательный и средний пальцы (то есть используя большой и безымянный пальцы, как в насикагра-мудре).
* * *
विधिवत्कुम्भकं कृत्वा रेचयेदिडयानिलम् ।
वातपित्तश्लेष्महरं शरीराग्निविवर्धनम् ॥६५॥
видхиват-кумбхакаМ кРитваа рэчайэд-иДайаанилам |
ваата-питта-шьлэша-хараМ шьарираагни-вивардханам ||65||
Систематически выполняя (пранаяму и) задержку, выдыхай через левую ноздрю. Таким образом уничтожается дисбаланс ветра, слизи и желчи и усиливается пищеварительный огонь.
Бхастрика – это название пранаямы, которая имитирует действие бхастры, или мехов, и раздувает внутренний огонь, разогревая физическое и тонкое тела. Бхастрика-пранаяма подобна ваткрама-капалабхати, но в бхастрике вдох и выдох равны и являются результатом систематических и одинаковых движений легких. Воздух должен вдыхаться и выталкиваться наружу с небольшим усилием. В капалабхати вдох является следствием выполняемого с усилием выдоха.
Бхастрика не должна выполняться с таким усилием, чтобы при вдохе ноздри втягивались внутрь. Проходя через ноздри внутрь и наружу, воздух должен создавать звук, но этот звук не должен быть сильным. Он должен идти из носа, а не из горла.
Во время практики тело должно оставаться неподвижным. Плечи и грудная клетка не должны двигаться совсем; двигаются только легкие, диафрагма и живот.
Правильная поза для бхастрики – падмасана, но если есть трудности с ее выполнением, то хорошей заменой служат ардха-падмасана или сиддхасана (сиддха-йони-асана). В падмасане и сиддхасане тело прочно фиксировано, так что физические движения ограничены и спина остается прямой. Тогда нервные импульсы в состоянии проходить вверх непосредственно через центральную нервную систему. Кроме того, сиддхасана стабилизирует давление крови.
Подготовка
Сядьте в удобную для вас медитативную позу, поместив кисти рук на колени и закрыв глаза. Сделайте медленный глубокий вдох. Быстро и с силой выдохните через нос, но не напрягайтесь; немедленно после этого вдохните с той же силой. Когда вы выдыхаете, живот втягивается и диафрагма сокращается. Когда вы вдыхаете, диафрагма расслабляется и живот выдвигается вперед. Это движение следует немного акцентировать.
Продолжайте дышать таким образом, считая до десяти. Затем расслабьтесь и, не открывая глаз, сконцентрируйтесь на нормальном дыхании. Выполните от трех до пяти таких циклов. По мере овладения этим стилем дыхания постепенно увеличивайте скорость, сохраняя при этом ритмичность дыхания. Время вдоха и выдоха должно быть одинаковым.
Техника 1 (стадия 1)
Сядьте в удобную для вас медитативную позу и приготовьтесь к пранаяме.
Правой рукой выполните насикагра-мудру и закройте правую ноздрю.
Медленно и глубоко вдохните через левую ноздрю, а затем двадцать раз выдыхайте и вдыхайте, как описано в разделе «Подготовка».
После окончания последнего выдоха медленно и глубоко вдохните, закройте обе ноздри и наклоните голову вперед в джаландхара-бандхе, но не поднимайте плечи. Сделайте задержку дыхания до тех пор, пока вам это комфортно.
Поднимите голову и медленно выдохните через правую ноздрю.
Сделайте глубокий вдох через правую ноздрю и далее практикуйте так же, как вы это делали, вдыхая через левую ноздрю – всего двадцать раз.
Завершив последний выдох, медленно и глубоко вдохните через левую ноздрю.
После вдоха закройте обе ноздри и выполните джаландхару, задержку и расслабление, как вы это делали ранее.
Практика на обеих сторонах составляет один цикл. Выполните три таких цикла.
Техника 1 (стадия 2)
Делайте всё, как в стадии 1, но после дыхания через правую ноздрю дышите через обе ноздри вместе, делая до сорока вдохов-выдохов. Выполните три таких цикла.
Техника 1 (стадия 3)
Выполняйте все так, как в стадии 2, но во время задержки дыхания добавьте после джаландхары мула-бандху.
По завершении задержки дыхания отпустите мула-бандху, а затем – джаландхару.
Выполните от трех до пяти таких циклов.
Техника 1 (стадия 4)
Выполняйте пять циклов стадии 3, увеличивая каждую неделю число вдохов-выдохов на десять, пока не будете дышать в каждом цикле в соотношении 50:50:100.
Техника 2
Выполняйте стадию 4 техники 1, но отпускайте дыхание через отдельные ноздри; выполняйте сто раз вдох-выдох через обе ноздри.
Вместо антар-кумбхаки (внутренняя задержка дыхания) выполняйте бахир-кумбхаку (внешняя задержка дыхания). Это означает, что после последнего выдоха бхастрики следует медленно и глубоко вдохнуть, а затем быстро выдохнуть через рот. Выполняйте джаландхара- и мула-бандхи. Выходите из них так же, как это описано ранее. Выполните пять циклов.
Приблизительно через неделю практики добавьте после джаландхары уддияна-бандху, так что теперь вы выполняете маха-бандху с внешней кумбхакой. Отпустите сначала мула-бандху, затем уддияну, а затем джаландхару.
Между каждыми двумя циклами концентрируйтесь на естественном дыхании или на межбровном центре. Выполняйте пять циклов по сто вдохов-выдохов, если только ваш гуру не скажет вам выполнять больше.
Бхастрика практикуется после асаны и после нади-шодхана-пранаямы, но перед ситкари, шитали или удджайи. Чтобы тело не перегревалось, в теплое время года за ней должны следовать несколько циклов шитали/ситкари. Может оказаться необходимым уменьшить число циклов бхастрики.
Эта практика противопоказана при высоком давлении крови, болезнях сердца, опухолях мозга, головокружениях, язвах желудка или кишечника, глаукоме, дизентерии или поносе. Если во время выполнения практики чувствуется головокружение, это означает, что выполнение неправильное. Бхастрика всегда должна практиковаться расслабленно и с полным осознанием, а уму нельзя позволять блуждать где угодно.
В «Хатхаратнавали» сказано, что после практики бхастрики вы должны «слушать правым ухом и приветствовать возникающие внутри вас звуки сверчков, флейты, грома, цимбал, черной пчелы, колокольчиков, гонга, трубы, барабана».