Шлока 3. Что есть жизнь и смерть; пять функций вайю
यावद्वायुः स्थितो देहे तावज्जीवनमुच्यते ।
मरणं तस्य निष्क्रान्तिस् ततो वायुं निरोधयेत् ॥३॥
йаавад-ваайуХ стхито дэхэ таавадж-джииванам-учйатэ |
мараНаМ тасйа нишкраантис-тато ваайуМ ниродхайэт ||3||
Пока вайю (воздух и прана) остаются в теле, жизнь сохраняется. Смерть наступает тогда, когда они покидают тело. Поэтому сохраняй вайю.
Смерть не тотальна. Умирает физическое тело, умирает ум, но не умирает душа. Смерть – это не исчезновение, это процесс дезинтеграции, разделения на составные части. Компоненты тела, пять таттв – акаша, «эфир», вайю, «воздух», агни, «огонь», апас, «вода» и притхви, «земля», – которые связаны с пятью праническими вайю, отделяются друг от друга и возвращаются к своим первоисточникам. Акаша таттва возвращается к акаше, вайю к вайю, агни к агни, апас к апасу, притхви к притхви, и тогда на первый план выходит дживатма.
Эта дживатма, дух, Я, астральное тело – называйте как угодно – есть нечто, что остается после смерти. Праны также не исчезают, они вытекают из тела и возвращаются к своему источнику. Если смерть нужно предотвратить, то следует приостановить процесс разъединения всех трех компонентов – праны, ума и души.
вьяна( во всем теле)
В этой шлоке нам говорится о сохранении вайю. Вайю означает «воздух», но это относится не только к грубому воздуху и его химическим свойствам; это относится в первую очередь к праничес-кому воздуху. В праническом теле через пингалу движется прана шакти, но прана вайю движется через все тело подобно волнам энергии. Ее можно уподобить электромагнитному полю, в котором происходит постоянное движение энергии.
Существует пять основных разновидностей вайю, известных как апана, прана, самана, удана и вьяна. Это различные процессы и проявления одной вайю – точно так же, как различные конечности человека составляют единое тело.
В основном поглощение праны осуществляется в области грудной клетки; этот вид вайю называется прана. Выделение происходит главным образом через мочеиспускательный канал, систему выделения экскрементов и органы воспроизведения – эти органы получают энергию от апаны. Между областями праны и апаны, в области желудка, находится область усвоения, где функционирует самана. Движение в горле и сокращение мышц лица обусловлены уданой. Кровообращение обеспечивает вьяна, пронизывающая все тело.
Все процессы, которые связаны с поглощением и движением внутрь тонкой космической энергии, обусловлены праной. Процессы выделения или движения наружу обусловлены апаной. Над ассимиляцией, сохранением и продолжением процессов работает самана. Подъем и очистка – это работа уданы, а проникновение суть свойство вьяны. Все эти действия происходят в различных сферах существования, но сама вайю связана с праническим телом (пранаяма коша).
В Упанишадах прана вайю называется «внутренним дыханием», апана – «внешним дыханием», самана – «средним дыханием», удана – «верхним дыханием». Прана вайю соответствует вдоху, апана – выдоху, самана – времени между вдохом и выдохом. В «Майтри Упанишаде» говорится: «Самана есть высшая форма вьяны, а между ними – образование уданы. То, что поднимает или опускает выпитое и съеденное, есть удана».
С точки зрения йоги самой важной вайю является самана. Она имеет отношение к сушумне. Прана вайю относится к иде, апана – к пингале, а подъем кундалини – к удане. Самана вайю следует развивать, разрабатывать. Это происходит за счет накопления апаны и праны в пределах области саманы. Все вайю взаимозависимы и взаимосвязаны. В «Чхандогья Упанишаде» говорится: «На что вы (тело и чувства) и ваша (душа) опираются? На прану. На что опирается прана? На апану. На что опирается апана? На вьяну. На что опирается вьяна? На саману».
Вследствие этих пяти основных движений возникают пять дополнительных, второстепенных движений, именуемых упапранами. Это курма, которая стимулирует мигание и закрывание глаз, крикала, порождающая гнев, жажду, чихание и кашель, девадатта, которая вызывает сон и зевание, нага, порождающая икоту и отрыжку, и дхананджайя, проявляющаяся в теле непосредственно после смерти.
С момента зачатия до срока четырех месяцев плод живет лишь за счет материнской праны подобно опухоли в теле матери. Считается, что после четырех месяцев прана входит в плод и начинается индивидуальная жизнь. Когда начинает свое движение индивидуальная прана, тогда активизируются функции индивидуального тела. Тем не менее, ребенок становится независимым от матери только после того, как он родится и начнет дышать.
В тот момент, когда прана полностью покидает тело, сознание исчезает, поскольку прана и сознание – это два полюса одного и того же источника – высшего Я. В «Прашнопанишаде» говорится: «Эта прана рождается из высшего Я. Прана связана с высшим Я, как тень с его телом...» Во время смерти, когда дыхание прекращается и прана покидает тело, магнетическая сила, которая удерживала тело как единое целое, исчезает, а потому разрушается и тело. «Брихадараньяка Упанишада» утверждает, что прана и дыхание связаны в единую нить: «Воистину, посредством воздуха, как нитью, связаны воедино этот мир, другие миры и все живые существа. Поэтому говорят, что, когда индивидуум умирает, его конечности расслабляются, поскольку они были связаны воздухом, как нитью».
После того как прана покидает тело, его невозможно оживить. Пока в теле удерживается прана, оно не может умереть. Жизнь порождается вдохом, с выдохом происходит потеря праны. Когда дыхание задерживается, прана не движется ни внутрь, ни наружу, она стабилизируется.
Прана – основа жизни, и ею можно управлять посредством дыхания. Йогины, которых закапывают, полностью лишая доступа воздуха, совершенно прекращают дышать. Они концентрируются на пране как на точке света в межбровном центре. Когда их сознание становится полностью поглощенным этим светом, дыхание прекращается автоматически. Прана в теле все еще остается, но процесс дыхания прекращается. Не происходит ни поглощения праны, ни ее выделения, нет никаких движений праны и апаны; функционирует только вьяна. На все то время, пока сознание остается поглощенным точкой света, функции тела приостанавливаются. Сама жизнь приостанавливается. В тот момент, когда сознание начинает возвращаться к физическому телу, возобновляется дыхание, и йогин должен выбраться наружу. Хотя дыхание, прана и сознание существенным образом связаны друг с другом, их можно отделить друг от друга научными методами, которые начинаются с йогических техник обучения задержке дыхания.
Прана является материальным проявлением высшего Я. Хатха-йога использует прану как ключ к расширению сознания и постижению (реализации) этого Я. Некоторые системы йоги стремятся достигнуть самореализации путем очищения и концентрации ума, другие – путем утончения и правильного направления эмоций, третьи – путем развития интеллекта и мудрости. Есть много способов перенаправления жизненной силы из нижних центров в высшие. Хатха-йога достигает этого самыми практичными для большинства людей способами – за счет работы с физическим телом и потоками праны в нем.