Ниббана сута

Я слышал, что однажды почтенный Шарипутра жил недалеко от Раджаграхи в Бамбуковой роще, Беличьем заповеднике. Там он сказал монахам:

-- Это Освобождение (нирвана) приятно, друзья. Это Освобождение приятно.

Когда это было сказано, почтенный Удайин сказал почтенному Шарипутре:

-- Но мой друг, что приятного там, где ничего не чувствуется?

-- Именно это здесь и приятно, мой друг: что ничего не чувствуется. Есть пять составляющих чувственности. Какие именно пять? Формы, сознаваемые с помощью зрения – милые, приятные, очаровательные, привлекательные, вызывающие желание, соблазнительные; звуки… запахи… вкусы… тактильные ощущения, сознаваемые с помощью тела – милые, приятные, очаровательные, привлекательные, вызывающие желание, соблазнительные. Какое бы удовольствие или радость ни возникали на основе этих пяти составляющих чувственности, это чувственное удовольствие.

И при этом монах, -- совершенно непривязанный к чувственности (кама), непривязанный к неискусным качествам (акушала-дхамма), -- входит и остается в первой дхьяне… Если, когда он пребывает там, его одолевает внимание к восприятиям, связанным с чувственностью, это помеха для него. Точно так же, как боль возникает как помеха для здорового человека, точно так же внимание к связанным с чувственностью восприятиям – это помеха для него. А Благословенный сказал, что любая помеха – это страдание (дукха). Так что с помощью таких умозаключений можно понять, насколько приятно Освобождение (нирвана).

Далее монах при этом… входит и пребывает во второй дхьяне… Если, когда он пребывает там, его одолевает внимание к восприятиям, связанным с направленным мышлением, это помеха для него…

Далее монах при этом… входит и пребывает во третьей дхьяне… Если, когда он пребывает там, его одолевает внимание к восприятиям, связанным с восторгом, это помеха для него…

Далее монах при этом… входит и пребывает в четвертой дхьяне… Если, когда он пребывает там, его одолевает внимание к восприятиям, связанным с беспристрастием, это помеха для него…

Далее монах при этом… входит и пребывает в сфере бесконечности пространства. Если, когда он пребывает там, его одолевает внимание к восприятиям, связанным с формой, это помеха для него…

Далее монах при этом… входит и пребывает в сфере бесконечности сознания. Если, когда он пребывает там, его одолевает внимание к восприятиям, связанным со сферой бесконечности пространства, это помеха для него…

Далее монах при этом… входит и пребывает в сфере отсутствия. Если, когда он пребывает там, его одолевает внимание к восприятиям, связанным со сферой бесконечности сознания, это помеха для него…

Далее монах при этом… входит и пребывает в сфере ни восприятия, ни не-восприятия. Если, когда он пребывает там, его одолевает внимание к восприятиям, связанным со сферой бесконечности сознания, это помеха для него… любая помеха – это страдание (дукха). Так что с помощью таких умозаключений можно понять, насколько приятно Освобождение (нирвана).

Далее монах при этом… входит и остается в прекращении восприятия и чувства. И, когда он видит (это) с помощью распознавания, его пороки (асава) полностью прекращаются. Так что с помощью таких умозаключений можно понять, насколько приятно Освобождение (нирвана).

(Ссылка от tapas с Реалйоги)