Йога не для всех

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Йога не для всех » Приемы работы с телом и психикой » Заметки из мира сознания


Заметки из мира сознания

Сообщений 1 страница 5 из 5

1

Если взять определение асаны из Патанджали, то помимо ее характеристик как "стхирам" и "сукхам" (устойчивой и удобной) выступают еще два рода "усилий" по ее осуществлению. Это 1) ослабление напряжений и 2) сосредоточение на бесконечности ("ананта самапатти").

Ослабление напряжений суть чисто физическая работа и выражается в наблюдении за телом - при том желательном условии, что вниманию в теле интересно. По мере того как этот интерес угасает, возникает вопрос - а что дальше? что такое эта ананта самапатти?

В какой-то момент садханы начинаешь ощущать в собственном образе себя "дверцу", приоткрыв которую, видишь эту самую клубящуюся туманную "ананту" (no-end). А прикосновение к ней пробуждает и самапатти, при котором Я на фоне этой бесконечности съеживается до приличествующих ему размеров, и сквозь тебя в твой мир смотрит огромный любопытствующий глаз, око, взор.

Переживание этого взора достаточно блаженно, но все ли сводится к тому, чтобы быть чьим-то иллюминатором? Наверно поэтому древние стали строить в мире сознания идеальные формы, а может быть эти извечные формы соприкасались с их смелым открытым непредвзятым исследованием.

Так проявились чакры, каналы, процессы, которых и в помине нет в нашем до боли знакомом мире физических форм. Клубящаяся туманная пустота соприкаясь с этими формами, порождала разного рода блаженства, "ананду", не имеющие физической причины. Средством для их соприкосновения служило внимание, совершенно по сути своей одинаковое для обоих миров.

+1

2

Я в затруднении. Если я правильно понимаю, то внимание есть составляющая процесса восприятия чего-либо. Восприятие - это вритти. Если я в асане и вошел в состояние отключения вритти (в идеале), то внимания уже тоже нет?

0

3

Восприятие - это восприятие, а вот реакция на восприятие (телеги смысла) может быть вритти.

0

4

(Копия текста, выложенного на Реалйоге)

С точки зрения практики на коврике я уже разбирал этот вопрос в своей книжке. Взглянем на него в более широком, мирском контексте.

Целеполагание в подходе школы В.Бойко рассматривается как главное препятствие для достижения правильного "йоговского" состояния. Беда в том, что достижение цели почти всегда предполагает насилие, проламывание сквозь. Сквозь что? в самом широком смысле - сквозь пространство. Ради некой цели захватывается пространство (а также свое и чужое внимание), и этот захват сопровождается нарушением правды, воровством, неэкономностью, а в основе всего - тягой к захвату как таковому, то есть жадностью до чего угодно.

Самые очевидные "не-ямы" - это насилие (химса) и воровство (стейа). Если насилие вещь вполне наглядная, то воровства стоит коснуться парой примеров. Захватывает ли пространство курящий на улице человек? И так ведь дышать нечем... Захватывает ли пространство неэкономно движущийся или располагающийся в толпе человек, не учитывающий движения других? Захватывает ли внимание неугомонная болтливость и неумение кратко и четко формулировать? Ответ очевиден и страдателен для самих же ворующих и не умеющих по-другому.

Неочевидные "не-ямы" - асатья (неправда) как оправдание насилия и воровства и не-брамхачарья как неэкономность, необученность экономии и даже антиэкономия (что ярко выражено в установках мира потребления типа "спалим всю нефть, а там посмотрим", "покупай новое авто, иначе получишь повышение страховки за старое").
Корень всей "не-ямы" - жадность, умственное воровство, тяга к излишествам и как следствие явное воровство и насилие.

Очевидно, что пять компонентов "не-ямы" плотно сцеплены и спутаны между собой и разрубить их не-гордиев узел быстро не получится. Надо разбираться, но уже одно понимание их схемы и всеохватности плюс пример ненасильственной и нежадной работы с телом на коврике дает надежду. Надежду на что? надежду более плотно и неуклонно подбираться к спасительной нияме.

Шауча (чистота) как первая нияма вытекает, собственно, из относительного соблюдения принципов ямы (ненасилия, правдивости, неворовства, экономии и нежадности). При этом чистота эта вовсе не в чистоте тела, а в относительной чистоте ума. Нежадность позволяет проявиться внутреннему пространству человеческой психики, и между плотно спрессованными глыбами целеполаганий возникают просветы, наши цели и мысли начинают как рыбы плавать в каком-то обширном аквариуме этого внутреннего пространства. За нежадность Патанджали даже обещает знание прошлых воплощений, то есть видение обширной канвы судеб и существований не только твоих - вот что такое подлинное внутреннее пространство, оно - свобода, намек на свободу, проблеск и луч свободы. Эта свобода и есть чистота, незашлакованность, незабитость одними только целями. Это и есть читта вритти ниродха, смолкание назойливости целеполагающего, не-истинного ума.

Из такой чистоты, где человек наконец может действительно отдохнуть от своего осеннего марафона, рождается сантоша (довольство), наслаждение тем, что есть. Надо сказать, что "это есть" - вовсе не глыбы целей (меняющиеся от эпохи к эпохи, то есть временные, иллюзорные, "анитья"), а скорее относительная гармоничность их расположения в буддийской пустоте, чистом сознании, бесконечности и сама эта пустота, чистое сознание, бесконечность (ананта). То есть сантоша - это всегда довольство вечным, а не временным. При условии, что ты, родной, это вечное воспринимаешь.

Ведь ты его воспринимаешь?...

Сантоша накапливает ту энергию, бездумно (а вернее под влиянием жадности) тратить которую отучивает брамхачарья, а энергия толкает действовать, пробовать, играть, экспериментировать. (И вот уже хочется делать стоячие асаны и все такое.) Это тапас, топка, в которой закаливается назревающая праведность тела и души.

Действие тапаса предполагает виток разборок, уже далеких от мира жадных целеполаганий. Это свадхьяйа - постижение себя в контекстах самых разных культур, которые тебе близки. Свадхьяйа вводит в Мир сознания, бесконечный в отличие от Мира физического в том же смысле как Мир программного обеспечения бесконечнее Мира железного компьютера. Патанджали обещает свадхьяику знакомство с ишта дэватой (личным божеством) - формой сознания, более обширной чем твое и иные Я и ожившей для тебя лично и покровительствующей тебе.

Этим самым свадхьяйа выводит сознание человека за пределы его Я и позволяет реализоваться Ишвара-пранидхане (постижению Бога), читай самадхи - состоянию взаимосвязи со Всеобщностью, состоянию ощущения всеобщей связи вещей во всем универсуме.

Удивительным образом нашему сознанию доступно почувствовать всю эту схему ямы-ниямы даже при небольших подвижках в монолите ее нарушений...

Аминь.

Вот так пафосно приходится заканчивать эту невинную на первый взгляд тему, вполне тем не менее охватывающую всю садхану (путь) человека мыслящего.

М.Свечников, 19 февраля 2013

0

5

А.Смит написал(а):

Если взять определение асаны из Патанджали, то помимо ее характеристик как "стхирам" и "сукхам" (устойчивой и удобной) выступают еще два рода "усилий" по ее осуществлению. Это 1) ослабление напряжений и 2) сосредоточение на бесконечности ("ананта самапатти").
Ослабление напряжений суть чисто физическая работа и выражается в наблюдении за телом - при том желательном условии, что вниманию в теле интересно. По мере того как этот интерес угасает, возникает вопрос - а что дальше? что такое эта ананта самапатти?

А почему дальше не развивать это применительно к напряжению в сознании (мыслях) и взаимосвязь с дыханием? Уход от бинеров как в теле, так и в сознании. У меня по крайней мере такая связь сама собой проявлялась. Со временем конечно же: от грубого (формы/тела) к тонкому (внутреннему). Кстати, в дзэне очень выражен акцент на устранении двойственности в сознании ("Сознание Дзэн, сознание начинающего" Судзуки Сюнрю). Да и практика дыхания и сидения в дзадзэне очень похожа на классику йоги.

0


Вы здесь » Йога не для всех » Приемы работы с телом и психикой » Заметки из мира сознания


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно