Йога не для всех

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Йога не для всех » Шива-самхита » Глава 3. Практика


Глава 3. Практика

Сообщений 1 страница 21 из 21

1

М.Свечников (с) перевод с англ.
Перевод с санскрита на англ. James Mallison

http://s1.uploads.ru/t/ip7Xz.jpg

3-1 Господь (Шива) сказал: "Есть божественный лотос в сердце, украшенный небесным лингамом. Он содержит слоги от ка до Тха и имеет 12 лепестков. Он прекрасен.

3-2 Прана пребывает прямо в нем. Говорят, что он украшен желаниями, наделен безначальной кармой, и соединен с эго.

3-3 Прану называют разными именами в зависимости от ее проявлений. Нет возможности перечислить всех их.

3-4 Прана, апана, самана, удана и вьяна, вот (первые) пять; нага, курма, крикара, дэвадатта и дхананджайя.

3-5 Я указал десять главных имен в этом тексте. Ветры, гонимые собственной кармой, выполняют свои задачи в теле.

3-6 Далее, из этих десяти пять основные, а из них прану и апану я назову важнейшими.

3-7 Прана в сердце, апана в анусе, самана в области пупка, удана в области горла и вьяна пронизывает все тело.

3-8 Пять ветров, начиная с нага, создают в теле следующее: отрыжку, открывание глаз, голод и жажду, зевание и икоту, всего пять.

3-9 Тот, кто познал тело как яйцо Брахмы, освобождается от всех грехов и движется к конечной цели.

0

2

3-10 Теперь я быстро научу, как преуспеть в йоге. Знающие это йогины не ошибаются в своей практике.

3-11 Знание, исходящее из уст гуру, могущественно. В противном случае оно бесплодно, бессильно и несет великое страдание.

3-12 Тот, кто ревностно старается угодить гуру и предан его мудрости, быстро пожинает плоды той мудрости.

3-13 Несомненно, гуру - это отец, гуру - это мать, гуру - это Бог. Поэтому ученики служат ему в мыслях, в словах и в действиях.

3-14 Все, что благое для тебя, получается милостью гуру, поэтому гуру нужно служить постоянно, иначе не будет ничего хорошего.

3-15 Обойдя его трижды по часовой стрелке, йогин должен коснуться его лотосовых стоп правой рукой и преклониться перед ним.

3-16 C верой совершенство обеспечено тем,  кто обладает выдержкой. Остальным же не будет успеха, так что практикуй ревностно.

3-17, 18 Совершенство никогда не приходит к тем, кто привязан к мирскому, не имеет веры, не почитает своих гуру, кто слишком озабочен, то и дело врет, говорит грубо и не угождает своим гуру.

3-19 Первая веха совершенства - убежденность в том, что практика принесет плоды. Вторая - это вера, третья - почитание гуру.

3-20 Четвертая - невозмутимость, пятая - сдерживание органов чувств, шестая - умеренное питание. Седьмого же не дано.

0

3

3-21 После того как найден гуру, компетентный в йоге, после получения от него инструкций по йоге, йогин должен тщательно, без оглядки, практиковать так, как предписал гуру.

3-22 В красивом уединенном месте йогин должен сесть на возвышении в падмасану и практиковать дыхательные упражнения (павана-абхйаасам).

3-23 Выпрямив тело и сложив ладони (в намастэ), мудрый йогин должен почтить своего гуру, затем Ганешу справа и Кшетрапалу с Амбикой слева.

3-24 Затем мудрый йогин должен блокировать пингалу большим пальцем правой руки, вдохнуть через иду и задерживать дыхание так долго, насколько сможет.

3-25 Затем он должен выдохнуть через пингалу - мягко и не быстро - прежде чем вдыхать через пингалу и задерживать дыхание максимально долго.

3-26 Он должен выдохнуть через иду - мягко и не быстро. Используя этот метод йоги, ему следует сделать 20 кумбхак (задержек).

3-27 Энергичный и свободный от всех колебаний (двандва), он должен практиковать кумбхаки описанным образом 4 раза в день: на рассвете, в полдень, на закате и в полночь.

3-28 Если так практиковать усердно каждый день в течение трех месяцев, тогда его нади непременно очистятся, да будет так.

3-29 Когда нади йогина, узревшего Конечную Реальность, очищены, грехи его сгорают. В нем возникает состояние арамбха.

Arambha m. undertaking , beginning Mn. Pan5cat. Megh. &c. ; a thing begun ; beginning , origin , commencement S3Br. Ka1tyS3r. Megh. &c. ; (in dram.) the commencement of the action which awakens an interest in the progress of the principal plot Sa1h. 324 and 325 ; haste , speed ; effort , exertion ; pride ; killing , slaughter (erroneous for %{Alambha} see Zachariae , Beitr„ge , p. 20 , l. 9) L.

0

4

3-30 Знаки видятся в теле йогина как результат очищения каналов-нади. Для твоего блага (, Парвати,) я кратко перечислю все эти физические признаки: сидит он прямо, от него исходит аромат, он прекрасен, и служит сосудом для нектара богов.

3-31 Арамбха, гхата, паричайа, и затем нишпатти: эти стадии йоги возникают у всех йогинов.

3-32 Арамбху я уже описал. Теперь, для овладения дыханием, опишу следующую (стадию), уничтожающую все грехи и страдания.

3-33 Пищеварительный огонь йогина силен, ест он хорошо, чувствует себя счастливым, обладает красивым телом, широким сердцем, могучей волей и силой. Все эти признаки, без сомнения сопутствуют йогину.

3-34 Теперь я перечислю то, чего следует избегать как главных препятствий для йоги, чтобы йогин мог пересечь океан скорби сансары.

3-35..36..37 Кислое, вяжущее, острое, соленое, горчица, и горькое; слишком долгая ходьба, купание ранним утром, горелое масло, воровство, ярость, ненависть других, гордость, неискренность, голодание, неправдивость, глупость, жестокое обращение с животными, компания женщин, использование огня, излишняя болтовня - добронамеренная или нет - и переедание. Йогин должен отказаться от перечисленного со всей определенностью.

3-38 Я обучу средствам быстрого прогресса в йоге, тайне лучших совершенных мастеров, подтвердивших закономерность проявления мастерства.

3-39..40..41 Молоко, гхи, сладости, бетель без лайма, камфора, неочищенная и растущая в земле еда, прекрасное уединенное место, тонкая одежда, внимание философским рассуждениям, постоянное бесстрастие, домашние обязанности, распевание имени Вишну, слушание гармоничной музыки, решительность, сострадание, аскетизм, чистота, скромность, понимание, прислуживание гуру. Йогин должен строго следовать этим предписаниям.

0

5

3-42 Йогин всегда ест тогда, когда ветер направлен к солнцу. Лучшие практики отдыхают тогда, когда ветер направлен к луне. Мудрые никогда не практикуют сразу после еды или на голодный желудок.

3-43 Практикуя, следует сначала питаться молоком и гхи. Когда практика стабилизируется, это правило становится необязательным.

3-44 Практик должен есть помалу и часто. Ему следует выполнять кумбхаки (задержки дыхания) в оговоренное выше время.

3-45 Со временем йогин будет способен задерживать дыхание сколь угодно долго. Благодаря этой способности кумбхака наверняка станет совершенной. Когда достигнута Кевалакумбхака (прекращение дыхания), не остается в этом мире ничего невозможного для йогина.

3-46 В начале практики на теле йогина проступает пот. Заметив это, мудрый йогин должен втирать его в тело, иначе будут утрачены важные компоненты тела.

3-47 На второй стадии возникает дрожь, на средней стадии практик подпрыгивает как лягушка, в дальнейшем он обретает способность летать.

3-48 Когда йогин, сидя в падмасане, отрывается от земли, знай, что достигнуто владычество над стихией воздуха и способность рассеивать мрак самсары.

3-49 Следует соблюдать вышеописанные правила йоги, пока сон, дефекация и мочеиспускание не сократятся. Йогин, достигший переживания высшей реальности, не может болеть физически или душевно.

3-50 Пот, слюна, черви, дисбалансы капхи, питты и ваты - не могут возникнуть в теле такого практика.

3-51 По достижении этого нет необходимости соблюдать ограничения по диете. Йогина больше не беспокоит обильное или недостаточное питание. (тасмин-каалэ саадхакасйа бходжйэшвани-йама-грахаХ \ атй-алпаМ бахудхаа бхоктваа йогии на вйатхатэ хи саХ \\ )

0

6

3-52 Силой практики йогин обретает бхучари-сиддхи, посредством которой может двигаться подобно животным, которых трудно поймать, хлопая руками.

3-53 На пути йоги немало ужасающих препятствий, которых трудно избежать, но несмотря на это йогин должен продолжать бороться даже при последнем издыхании.

3-54 Поэтому практик, сидя в уединенном месте, обуздав органы чувств, должен издавать слог ОМ, дабы освободиться от препятствий.

3-55 Посредством пранаямы мудрый практик непременно уничтожит все кармы, обретенные им прежде, и те, что проявились в этой жизни.

3-56 Совершенный йогин избавляется от последствий добрых и злых деяний, совершенных им в прошлом, посредством шестнадцати пранаям.

3-57 О! ему предстоит сжечь громадные горы греха огнем своего страшного суда. Затем, свободный от зла, он должен избавиться от плодов совершенного им блага.

3-58 Посредством пранаямы лучший среди йогинов достигает восьми могуществ, пересекает океаны греха и добродетели и становится господином в трех мирах.

3-59 Только постепенной практикой может йогин научится сдерживать дыхание до трех гхатика (1 гхатика = 24 минуты) и стать полностью уверенным в достижении желанного.

3-60, 61 Совершенная речь, способность перемещаться куда угодно, ясновидение и яснослышание, тонкое видение, способность входить в другое тело, способность получать золото, смазывая предметы своими фекалиями и мочой, способность делать вещи невидимыми, а также способность двигаться сквозь пространство - все это проявляется в великом йогине.

0

7

Будут ли комментарии к данному тексту от М.Свечникова? Они не помешали бы....

0

8

Наташа, насчет смазывания предметов телесными выделениями и превращения их в золото посредством этого? тут вряд ли... )) Но в целом текст по-хорошему пафосный и стоит внимания, разборов и комментариев. Может быть на семинарах, посмотрим. Меня пока больше интересует языковой компонент (санскрит), я его буду добавлять в перевод. В данной главе 115 шлок (стихов), так что только-только за середину перевалил.

0

9

3-62 Когда в практике пранаямы начинается стадия великой гхаты, не остается ничего, что не могло бы быть достигнуто на колесе сансары. (гхаТаХ - глубокая собранность)

3-63 Это состояние называется гхата, потому что в нем (гармонично) соединяются прана и апана, нада и бинду, дживата и параматма.

3-64 Только когда йогин способен удержать дыхание в течение одной йамы (* 3 часа), не уставая, возникает пратьяхара. Не иначе.

3-65 Мастер йоги должен думать "я есть то" по отношению к любому восприятию. Чтобы понять этот принцип, он обретает контроль над всеми органами чувств.

3-66 Когда в процессе практики он сможет сдерживать дыхание в течение полной йамы, ему следует практиковать кумбхаку раз в день.

3-67 Когда дыхание йогина неподвижно в течение восьми данд (8 данд = 1 йама), тогда этот мудрец может стоять, опираясь лишь на большой палец, словно он соткан из воздуха.

3-68 После этого йогин с практикой достигает стадии паричайа, когда дыхание оставляет солнце и луну, оставаясь спокойным. (паричайа = накопление)

3-69 Дыхание, накопленное в груди, обязательно становится активной шакти, пронизывает чакры и входит в пространство сушумны.

3-70 Когда посредством практики возникает состояние паричайа, йогин обязательно увидит три группы карм.

3-71 И тогда ему следует употребить слог ОМ, чтобы разрушить эти группы карм. Йогин должен подготовить свое тело так, чтобы испытать и превзойти последствия своей кармы.

у Патанджали в четвертой главе тоже упоминаются три группы карм - черная белая и серая в соответствии с гунами - раджасом саттвой и тамасом

0

10

3-72 Затем великому йогину нужно практиковать пятичастную дхарану, посредством которой он овладевает землей и другими элементами, и тогда ему нечего опасаться их стихии.

3-73, 74 Мудрый йогин должен практиковать дхарану в течение пяти гхатик, концентрируясь на адхаре, столько же на пенисе, столько же на месте над ним, и столько же на области между пупком и сердце, столько же на центре между бровей. Тогда мастер йоги не может быть уничтожен землей и другими элементами.

3-75 Мудрый йогин, практикующий дхарану на пяти элементах, не умирает даже в течение сотни смертей Брахмы.

3-76 Только посредством постепенной практики может йогин достичь стадии нишпатти, благодаря чему он избегает (прорастания) семян безначальной кармы и пьет нектар бессмертия.

3-77, 78 Когда автоматически возникает самадхи вместе с нишпатти, стремительное дыхание захватывает сознание и действие шакти, спешит через все чакры и успокаивается в познании шакти.

3-79 Для преодоления проблем сейчас будет преподана техника овладевания дыханием, посредством которой болезни, свойственные колесу самсары, устраняются наверняка.

адхара = нижняя точка (промежность)
adhara mfn. (connected with %{adha4s}) , lower , inferior , tending downwards ; low , vile ; worsted , silenced ; m. the lower lip , the lip , (%{A4t}) abl. ind. see s.v. below ; (%{asmAt}) abl. ind. below L. ; (%{A}) f. the lower region , nadir ; (%{am}) n. the lower part , a reply , pudendum muliebre L. [Lat. {inferus}].

нишпатти = экстаз
niSpatti f. going forth or out , being brought about or effected , completion , consummation Hariv. R. Var. ; coming or being derived from (%{dhAtoH}) Sarvad. ; a partic. state of ecstasy Cat.

0

11

3-80 У мудрого йогина, фиксирующего язык у корня нёба и пьющего (так) прану, полность исчезают все болезни.

3-81 Мудрый йогин, пьющий холодный воздух через язык, свернутый вороньим клювом, знающий действие праны и апаны, становится сосудом освобождения.

3-82 Для мудрого йогина, усердно пьющего нектар воздуха каждый день, не существуют более усталость, старость и болезни.

3-83 Мастер йоги, заворачивающий вверх язык и пьющий "лунный" нектар, несомненно побеждает смерть в течение всего лишь одного месяца.

3-84 Он должен слегка надавливать языком у горловой щели и пить (воздух) правильно. Медитируя на богиню Кундалини, он достигает святости в течение 6 месяцев.

3-85 Чтобы вылечить чахотку, ему следует пить воздух утром и вечером через рот в форме вороньего ключа, визуализируя, как воздух входит в рот Кундалини.

3-86 Ртом в форме вороньего ключа мудрый йогин должен дышать днем и ночью. Возникают яснослышание, ясновидение, распознавание.

3-87 Сомкнув зубы, он должен пить воздух очень мягко. Подняв язык вверх, мудрый йогин быстро побеждает смерть.

3-88 Тот, кто практикует так в течение 6 месяцев, освобождается от всех грехов и болезней.

3-89 Практикуя год, он наверняка победит смерть. Поэтому лучшие из практиков должны практиковать ревностно.

3-90 После трех лет практики он становится подобным Бхайраве, получает способности становится бесконечно малым и т.д. и автоматически побеждает все стихии (элементы).

(варша-трайа-кРита-абхйасаад-бхайраво бхавати дхрувам \
аНима-ади-гуНаан лабдхваа джита-бхуута-гаНаХ свайам \\90\\
)

0

12

3-91 Если йогин завернет язык вверх и удержит его там пол-мгновения, он быстро избавится от болезней смерти и дряхлости.

(расана-ану-урдхвагааМ кРитваа кшаНа-ардхаМ йади тишТхати \
кшаНэна мачйатэ йогии вйаадхи-мРитйу-джараадибхиХ \\91\\
)

3-92 Надавливая им, он должен визуализировать свой язык соединенным с праной. Смерть его минует. Воистину, это так.

(расанааМ прааНа-саМйуктааМ пииДйамаанааМ вичинтайэт \
на тасйа джаайатэ мРитйуХ сатйаМ сатйаМ майодитам \\92\\
)

3-93 Практикуя так, он становится вторым Богом Любви (Камадэва). И не испытывает более ни голода, ни жажды, ни сонливости, ни обморочности.

(эвам-абхйааса-йогэна  каамадэво двитиийокаХ \
на кшудхаа на тРишаа нидраа найва муурччха праджаайатэ  \\93\\
)

3-94 Посредством этой техники, властелин йоги становится способным двигаться по земле в любом направлении и несчастья не коснутся его.

(анэна-йва видхаанэна йогииндро'ванимаНДалэ \
бхавэт-сваччхандачаарии ча сарваапат-париварджитаХ \\94\\
)

3-95 Практикуя так, он не рождается вновь, состязается с богами и не затрагивается ни добрыми, ни злыми деяниями.

(на тасйа пунараа-вРиттир-модатэ са сурайр-апи \
пуНйа-паапайр-на липйэта хитад-аачараНэ саХа \\95\\
)

0

13

3-96 Есть 84 асаны различного вида, которым Я учил. Из них я возьму и опишу четыре.

СИДДХАСАНА

3-97 Практик, познавший йогу, должен регулярно и аккуратно давить пяткой на промежность, расположив другую пятку возле пениса.

3-98 В уединенном месте, удаленном от суеты, он должен смотреть в междубровье и оставаться недвижимым, с обузданными чувствами и выпрямленным телом.

3-99 Эта поза известна как Сиддхасана, приносящая совершенство адептам. Посредством ее практики быстро достигает состояние йоги нишпатти.

3-100 Сиддхасана должна выполняться регулярно теми, кто практикует пранаяму. Йогин может использовать ее, чтобы отбросить самсару и достичь окончательно сужденного.

3-101 Эта тайная асана - величайшая на Земле. Просто помыслив о ней, йогин освобождается от грехов.

на-атаХ паратараМ гухйам-аасанаМ видйатэ бхуви \
йэна-анудхйаана-матрэНа йогии паапаад-вимучйатэ \\101\\

http://s1.uploads.ru/t/BpfcT.jpg

0

14

ПАДМАСАНА

3-102 Осторожно размести обе стопы подошвами вверх на бедрах и подобным же образом положи кисти ладонями вверх на середине бедер.

уттаанау чараНау кРитваа уру-саМстхау прайатнатаХ \
урум-адхйэ татхоттанау пааНии кРитваа ту таадРишьау \\102\\

3-103, 104 Сфокусируй взор на кончике носа, направь кончик языка вверх, положи подбородок на грудь и медленно втяни в себя как можно больше воздуха, мягко заполняя им желудок. Затем выдохни всё, не делая паузы.

3-105 Эта поза именуется Падмасана. Она дарует освобождение от всех болезней, доступна не всем и не всякому, но мудрые ею овладевают.

3-106 Когда она выполняется, течение праны немедленно выравнивается. При регулярном выполнении, течение праны становится правильным всегда.

3-107 Сидя в Падмасане, йогин должен вдыхать с целью регуляции праны и апаны. Он становится освобожденным, Истинно, истинно, говорю я.

падмаасана-стхито йогии прааНа-апана-видхаанатаХ \
пуурайэт-са вимуктаХ сйаат-сатйаМ сатйаМ вадаамй-ахам \\107\\

http://s1.uploads.ru/t/qSOu0.jpg

0

15

born1958 написал(а):

3-1 Господь (Шива) сказал: "Есть божественный лотос в сердце, украшенный небесным лингамом. Он содержит слоги от ка до Тха и имеет 12 лепестков. Он прекрасен.

Я так понимаю, что в оригинале указывался язычный слог Тха (), а не зубной. Он как раз 12-ый идет после Ка.

А насчет натховским текстов, я согласен с Парибком - они многого не договаривают и в каком-то смысле издеваются над непосвященным читателем. Но все равно интересно, да и  выбор у нас не велик ((

Отредактировано Мифолог (2012-07-08 23:30:55)

+1

16

Тэкс... оригинал такой:

иишьвара уваача
хРидй-асти  паМкаджаМ дивйаМ дивйа-лиМгэна бхуушитам \
ка-ади-Тха-антаакшаропэтаМ дваадашьаараМ вибхуушитам \\1\\

ईश्वर उवाच ।
हृद्यस्त पंकजं दिव्यं दिव्यलिंगेन भूषतम् ।
कादिठान्ताक्षरोपेतं द्वादशारं विभूषितम् ॥

Ну да, Андрей, Вы правы: Тха

Издеваются, конечно, но ведь все толковые тексты содержат недоговоренности (Окуджава, например). Дело читателя их доосмыслить для себя, раз уж взялся читать. Автор же следует внутренней красоте нарративного потока и уж меньше всего заботится о читателе. Это своего рода контакт с коллективным - для автора обычно более мощный, для читателя - менее, хотя и тут возможны исключения.

Надо сказать, все эти тексты (да и Сахаров) - ИСТОРИЯ ЙОГИ, и ее изучение - дело специфичное, хотя и полезное. Берешь для себя полезное и поступаешь как считаешь нужным, со всей ответственностью.

0

17

Спасибо, Михаил! По крайней мере это соответствие слогов и образов говорит о внутренней связности и логичности текстов, о том, что не от фонаря они писаны...
Так что будем почитать )

0

18

ПАШЧИМОТТАНАСАНА

3-108 Соедини ноги вместе и вытяни их. Крепко обхвати их обеими руками и помести голову на колени.

3-109 Эта замечательная асана, как говорят, усиливает пищеварительный огонь. Она устраняет физическую слабость и называется Пашчимоттанасаной.

3-110 Дыхание мудрого йогина, практикующего эту превосходную асану каждый день, уверенно направляется по обратному пути (пашьчима-мааргэна... ?... is sure to travel by the rearward path).

йа этад-аасанаМ шьрэшТхаМ пратйахаМ саадхайэтсудхииХ \
ваайуХ пашьчима-мааргэНа тасйа саМчарати дхрувам \\110\\

3-111 Те, кто практикует ее, достигают всякого совершенства, поэтому йогин,желающий достичь совершенств, должен практиковать ее истово.

3-112 Ее нужно хранить в тайне и не давать каждому встречному. Благодаря ей, управление ветром, уничтожающим рать скорбей, развивается стремительно.

http://s1.uploads.ru/t/FTORc.jpg

0

19

СВАСТИКАСАНА

3-113 Разместите подошвы обеих стоп прямо между бедрами и икрами и выпрямите корпус. Это Свастикасана.

3-114 Мудрый йогин должен практиковать пранаяму в этой асане. Болезнь не войдет в его тело и он достигнет владычества над ветром.

3-115 Эту асану называют также Сукхасана, легкой асаной. Она устраняет всякое страдание. Свастикасана лучше всего подходит для оздоровления и должна держаться йогинами в секрете."

http://s1.uploads.ru/t/4b6Zq.jpg

(совершенно обольстительные картинки ))

Так завершается третья глава славной Шивы Самхиты, трактата о Йоге в форме диалога между Господом (Шивой) и Парвати.

0

20

born1958 написал(а):

3-1 Господь (Шива) сказал: "Есть божественный лотос в сердце, украшенный небесным лингамом. Он содержит слоги от ка до Тха и имеет 12 лепестков. Он прекрасен.

Картинка нашлась (отсюда):

http://s1.uploads.ru/t/rlOK6.jpg

0

21

Перевод А.Ригина

Глава 3. Практика Йоги.
3.1. В сердце есть сверкающий лотос с 12 лепестками, на них- 12 букв: ка, кха, га, гха, на, ча, чха, джа, джха, н, т, тха. Здесь обитает Прана, украшенная разными желаниями, сопровождаемая прошлыми деяниями (Кармой), которая не имеет начала и соединена с Ахамкарой (самосознанием).
3.2. Все видоизменения Праны здесь не могут быть описаны.
3.3-3,5. Прана. Апана, Самана, Удана, Вьяна, Нага, Курма, Крикара, Дэвадатта, Джнананджана-десять основных видов Праны.
3.6. Из них первые пять-главнейшие, а Прана и Апана - высшие.
3.7. Прана находится в сердце, Апана-в области ануса, Самана - около пупа, Удана - в горле, Вьяна движется через все тело.
3.8. Остальные пять исполняют функции: отрыжки, голода, жажды, зевания и икоты.
3.9. Тот, кто знает этот микрокосм тела, тот, будучи свободным от грехов, достигает высшей ступени. ГУРУ
3.10. Успехов в Йоге добиваются неослабевающей практикой.
3.11. Только знание, сообщенное из уст Гуру могущественно и полезно. В ином случае знание бесплодно, слабо и может повредить здоровью.
3.12. Тот, кто внимает всегда Гуру, тот достигает плодов знания.
3.13. Гуру - отец, мать. Бог. Ему следует служить делом, словами и мыслями.
3.14. Почитающий Гуру достигнет всевозможных благ.
3.15. Гуру достоин всяческого почитания. Адхикари
3.16. Вера, самоконтроль и упорная практика-вот залог успеха.
3.17. Тот, кто предается чувственным удовольствиям, не имеет веры, лишен почитания к своему Гуру, присутствует на беспорядочных сборищах, предается ложным и тщетным спорам, жесток в своих речах - тот никогда не достигнет успеха.
3.18. Шесть условий нужны для успеха: вера, постоянство, почтение к Гуру, дух общего единства, сдержанность чувств и умеренное питание.
3.19. Практиковать нужно в соответствии с методом, указанным Гуру. Место
3.20. Пусть йогин направится в хорошее и приятное уединенное место, сделав подстилку из травы Куша, примет там Падмасану, и начнет практиковать Пранаяму.
3.21. Держа тело прямо, с руками, соединенными как для молитвы, пусть он приветствует Гуру и святых покровителей. Пранаяма
3.22. Дыши попеременно правой и левой ноздрей, задерживая воздух на вдохе как можно дольше.
3.23. Вдыхай медленно и спокойно.
3.24. Делай Кумбхаки (задержки) по 20 раз подряд.
3.25. Упражняться в этом нужно четыре раза в сутки: на восходе, в полдень, на закате и в полночь.
3.26. Через три месяца ежедневных занятий Нади будут полностью очищены.
3.27. Тогда йогин освободится от своих недостатков и сможет приступить к первой стадии практики Йоги, называемой Арамбха.
3.28. Следующие признаки характеризуют тех, у кого Нади очищены.
3.29. Тело их становится гармонично развитым, приятно пахнет, и прекрасно выглядит и вызывает к себе любовь. Есть четыре стадии Пранаямы: Начальная стадия: Арамбха авастха. Стадия соединения с высшим Я: Гхата авастха. Стадия знания: Паричая авастха. Стадия окончательного совершенства: Нишпати авастха. Вот первая стадия Пранаямы, Арамбха авастха.
3.30. Она разрушает все грехи и скорби.
3.31. Йогин приобретает следующие качества: аппетит, благожелательность ко всему, красоту, смелость, энтузиазм и силу.
3.32. Теперь я расскажу тебе о великих препятствиях в Йоге. Избавившись от них, йогин легко пересечет океан мировой скорби. Вещи, от которых нужно отречься
3.33. Йогин должен оставить следующее: пищу кислую, вяжущую, острую, горькую, соль, горчицу, пищу жареную на масле, чревоугодие, праздное хождение, купание до восхода солнца, смотрение на огонь, посты, пустые разговоры, общение с женщинами, мысли иные кроме Мокши (освобождения), ложь, двойственность, гордыню, жестокое обращение с животными и их убийство, враждебное отношение к кому бы то нибыло и присвоение чужого. Средства
3.34. Сейчас я расскажу тебе о средствах, с помощью которых ты быстро достигнешь успеха в Йоге. Если держать их в тайне, успех придет несомненно.
3.35. Великий йогин должен соблюдать следующие предписания: употреблять очищенное масло, молоко, сладости, камфору, говорить добрые слова, иметь уединенную комнату, слушать речи об истине, исполнять свои домашние обязанности без привязанности к ним, воспевать имя Вишну, слушать музыку, возвышающую душу, быть терпеливым, постоянным, всепрощающим, строгим к себе, выполнять очистительные процедуры, быть умеренным и служить Гуру.
3.36. Когда Прана идет через <солнце>, Пингалу, (днем) йогин должен принимать пищу. Когда Прана идет через "луну", Иду (ночью), йогин должен ложиться спать.
3.37. .Пранаямой нельзя заниматься ни после еды, ни на голодныЙ желудок. Перед занятиями надо съесть немного молока и масла.
3.38. Тот, кто хорошо утвердился в своей практике, в этих ограничениях не нуждается. Пусть Садхака (практикующий йогу) ест небольшое количество (пищи) за один раз и практикует Пранаяму ежедневно в определенное время.
3.39. Когда йогин может по своей воле регулировать (задержку) воздуха и остановить дыхание на такое время, на какое он хочет, он достиг успеха в Кумбхаке (задержке дыхания). Есть ли вещи, которые не подвластны йогину теперь, после успеха в Кумбхаке? Первая ступень
3.40. Когда на первой стадии Пранаямы тело вспотеет, пот следует втереть, иначе оно теряет свою силу. Вторая и третья ступень
3.41. На второй стадии тело дрожит, а на третьей подпрыгивает, как лягушка. Наконец оно поднимается в воздух. Вайю-сиддхи
3.42. Когда йогин, сидящий в Падмасане, сможет подниматься в воздух,- он приобрел Вайю-сиддхи, что разрушает тьму мира.
3.43. Но пока он не достигнет этого, пусть придерживается всех правил и ограничений, изложенных выше. Уменьшение количества кала и мочи, а также уменьшение продолжительности сна будет указывать на его совершенство в Пранаяме.
3.44. Он избавится от скорби, от болезней, от плохо пахнущего пота, слюны и глистов.
3.45. Когда количество слизи, газов и желчи больше не увеличивается, тогда можно не придерживаться строгих предписаний в отношении диеты и отдыха.
3.46. И слишком большое количество пищи, и слишком малое, и полное ее отсутствие ему не повредят. Йогин приобретает Бхучари-сиддхи: он будет двигаться, как лягушка, прыгающая по земле, когда она испуганно убегает от хлопка в ладони.
3.47. Поистине трудно заниматься йогой, однако пусть йогин идет на риск, даже если его жизнь будет держаться на волоске.
3.48. Сидя в уединенном месте, отрешившись от мыслей и чувств и беззвучно повторяя Пранаву (ОМ), он разрушит все препятствия.
3.49. Пранаямой он освободится от всей своей Кармы, прошлой и настоящей.
3.50-51. С помощью практики Пранаямы он освободится от последствий как добрых, так и злых поступков, накопившихся за его прошлые жизни.
3.52. Пересекая океан добродетели и порока, он свободно движется через три мира. Сиддхи или совершенства
3.53. Он (йогин) должен практиковать задержку дыхания в течение трех гхари (1,5 часа). Этим он достигнет Сиддхи.
3.54. Вакья-сиддхи - дар пророчества, Камачари - способность перемещаться в любую область пространства, Дурадриштхи - ясновидение, Пракайяправесана - способность вхождения в любые тела, превращение неблагородных металлов в золото, превращение в невидимку и способность движения по воздуху. Гхата авастха
3.55. Когда с помощью Пранаямы йогин достигает состояния Гхаты, тогда нет ничего во Вселенной, чего бы он не мог совершить.
3.56. Гхата-это то состояние, в котором Прана и Апана, Нада и Бинду, Дживатма и Параматма соединяются.
3.57. Когда йогин приобретает способность задерживать дыхание в течение трех часов, тогда достигается чудесное состояние Пратьяхары.
3.58. Он может созерцать и изучать любые объекты, но при этом дух его остается чист и невозмутим. Когда природа действия различных чувств известна, тогда они могут контролироваться.
3.59. Когда йогин научится выполнять одну Кумбхаку (задержку дыхания) в течение восьми данд (данда - 24 минуты, всего 3 часа 12 минут), то его можно на это время похоронить, и он останется невредимым. Паричайя
3.60. После этого йогин достигает Паричайя-авастха, Когда Прана покидает <солнце> и <луну> (Иду и Пингалу), оставаясь неподвижным и непоколебимым в Сушумне. Тогда йогин входит в состояние Паричайя.
3.61. Когда в практике Йоги он достигает силы действия (Крийя-шакти) и проходит через Чакры, достигая истинного состояния Паричайя, тогда он видит тройственный эффект Кармы.
3.62. Тогда пусть он разрушает все Кармы с помощью ОМ, тогда пусть совершает Кайя-вьюха (мистический процесс организации различных скандх тела), чтобы страдать и наслаждаться в одном теле без перерождений.
3.63. Тогда пусть йогин практикует пятичасовую Дхарану (концентрацию) на Вишну, которой достигается управление пятью элементами. Они теперь не могут повредить ему, и он должен выполнить восемь Кумбхак в каждой из чакр.
3.64. Пусть йогин практикует эту Дхарану так: пять гхатик (гхатика - то же, что данда, 24 минуты; всего 2 часа) в Муладхаре, в Свадхистхане, в Манипуре, в Анахате, в Вишуддхе, в Аджне.
3.65. Мудрый йогин, который постоянно практикует эту Дхарану, не умирает в течение сотен циклов великого Брахмы. ' Нишпатти
3.66. Постоянно упражняясь, йогин достигает Нишпатти авастхи (состояния совершенства). Йогин, сжегший все семена Кармы, существовавшие изначально, пьет воды бессмертия.
3.67. Когда Дживан-мукта (освобожденный при жизни) достиг совершенного Самадхи и может вызывать его по желанию, тогда пусть йогин соединит Четана (сознание: от <Читта>) с воздухом (Праной) и вместе с силой Крийя-шакти (с пробудившейся Кундалини-Шакти) овладеет шестью чакрами и растворит их в силе, которая - Джнана-шакти, сила знания.
3.68. Знающий Вайю-садхану, он видит тщету всех страданий и удовольствий этого мира.
3.69. Когда опытный йогин, помещая язык в корень нёба может пить Прана-вайю, тогда приходит полное растворение всех Йог, и он уже не нуждается больше (даже) в Йоге.
3.70. Когда опытный йогин, зная законы действия Праны и Апаны, может <пить> холодный воздух через рот сложенный в форме клюва ворона, тогда он приобретает право на освобождение.
3.71. Тот мудрый йогин, который пьет каждое утро нектар воздуха в соответствии со своими правилами, разрушает усталость, старость и болезни.
3.72. Когда йогин, повернув язык вверх, может пить нектар, текущий с <луны>, расположенной в междубровье, то через месяц он победит смерть.
3.73. Когда, закрыв языком горло и созерцая богиню Кундалини, он пьет нектар, струящийся с <луны>, то еще до прошествия шести месяцев он становится мудрецом.
3.74. Когда утром и вечером он пьет воздух через рот, сложенный в форме клюва ворона, созерцая при этом движущуюся богиню Кундалини, он излечивается от чахотки.
3.75. Когда мудрый йогин пьет жидкость днем и ночью через <клюв ворона>, его болезни разрушаются и он обретает силы ясновидения и яснослышания.
3.76. Когда, крепко сомкнув зубы и подняв язык вверх, мудрый йогин пьет нектар очень медленно, он в кратчайшее время побеждает смерть.
3.77. Тот, кто ежедневно делает это упражнение в течение шести месяцев, освобождается от всех грехов и болезней.
3.78. За год он станет подобным Бхайраве (Шиве), приобретет силы и победит все элементы.
3.79. Если йогин может оставаться в течение половины секунды с языком, повернутым назад, он освобождается от болезней, старости и смерти.
3.80. Никогда не умрет тот, кто соединен с Праной и занимается созерцанием, повернув язык.
3.81. Он становится подобным Камадэве (прекрасному богу любви), он не чувствует больше ни голода, ни жажды, ни потребности во сне.
3.82. Он становится совершенно безразличным к миру. Препятствий для него не существует, и он может переноситься куда угодно.
3.83. Он освобождается от перерождений и от влияния добродетели и порока, наслаждаясь вечным благом. Асаны
3.84. Из 84 Асан я упомяну Сиддхасану, Падмасану, Уграсану и Свастикасану. Сиддхасана
3.85. Старательно прижав пяткой Йони (промежность), йогин должен поместить другую пятку над лингамом (половым органом), фиксируя взор между бровями. Чувства успокоены, тело совершенно прямое.
3.86. Эта поза - способ быстро достичь совершенства в Йоге.
3.87. Благодаря этой позе, йогин покидает мир и достигает высочайшей цели. Во всем мире нет более тайной позы, чем эта. Созерцанием, совершаемым в этой позе, йогин освобождается от грехов. Падмасана
3.88. Руки скрещены, ноги положены на бедра, взгляд на кончике носа, язык прижат к корням зубов. Подбородок поднят, грудная клетка расширена. Медленно вдыхая воздух, наполни грудь, и выдыхай медленно и непрерывным потоком.
3.89. Не каждый, а только мудрый достигает успеха в этом.
3.90. Он уравновешивает свои жизненные силы, которые теперь гармонично текут через все его тело.
3.91. Пранаяма в Падмасане приводит йогина, знающего действие Праны, к освобождению. Уграсана
3.92. Вытянув ноги и держа их врозь, возьми голову руками и положи ее на колени.
3.93. Тот, кто практикует это, достигает всех Сиддхи. Эта Асана прогоняет все скорби и дает достижение Вайю-сиддхи. Держи это в тайне и не открывай никому. Свастикасана
3.95. Помести подошвы на бедра, сиди прямо и свободно. Это называется Свастикасана.
3.96. Мудрый йогин практикует это для регулирования дыхания и для достижения Вайю-сиддхи.
3.97. Это также называется Сукхасана.

0


Вы здесь » Йога не для всех » Шива-самхита » Глава 3. Практика


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно