витарка-вичара-ананда-асмита-руупа-анугамаат сампраджнйаатаХ (Патанджали 1-17)

Я не раз обращался в статьях к изумительной сутре Патанджали 1-17, в которой поистине и путь, и истина, и жизнь.
Разложим ее в медитативном ключе, в виде последовательной практики. Итак, вначале идет витарка – неизбежное восприятие внешнего мира, вот на нем со всеми его множествами и стоит удерживать внимание, скажем минуту… Одолели? Ясно, что помимо внимания, на само внимание нанизывается множество шаблонных реакций, оценок, программ, смыслов, настроений – обслуживающих витарку. Эти реакции составляют вичару, и в ее чарах можно застревать бесконечно, перебирая свое внутреннее богатство. Собственно, это и составляет среднестатистическую жизнь, но где же тут истина? Истина лежит на два шага дальше. Формы сознания, его вритти-колебания постоянно затмевают само сознание, его способность воспринимать самое себя как блаженство, ананду. Но если росток проклюнулся и доступ к этой беспричинной радости (ананде) однажды получен, дело остается за регулярной практикой гармоничного движения внимания от витарки к вичаре, и далее к ананде. В Санкхья-карике (20-я) говорится, что контакт с Пурушей наделяет Прадхану и ее формы видимостью сознания. Прагматизируя, можно положить сознание Пуруши за 100 процентов, а видимость этого сознания за 1 процент, так как это словно бы зерно, никак не могущее прорасти сквозь толщу вритти и вичары. Но если «процесс пошел», и проценты стали расти, что тогда? Ананда это одна сторона медали, мистическая радость бытия, а прагматическая сторона процесса – это асмита-рупа, сиречь атман, мешок, куда складываются свободные, избыточные для этого мира витарки-вичары, проценты сознания, эманирующего от Пуруши. Забавно, что на санскрите в силу правила сандхи нельзя понять написано ли в сутре асмита-руупа (форма Я), или асмита-аруупа (Я бесформенное). Поэтому будем рассматривать обе возможности. За Я бесформенное можно принять всеобщую связь вещей, некое всеобщее Я, коллективное сознание, населяющее и блаженствующее во всех формах мира, и познаваемое в состоянии самапатти (сутры 1-41-45). Это коллективное сознание заселяет формы людей, но до поры до времени в них нет ничего кроме одного процента подобия сознания, которое по истечении земного срока благополучно забирается коллективным океаном сознания в самое себя. Но если возник росток атмана (асмита-руупа), то прорастает и обоюдная связь коллективного сознания и индивидуального человека-самосознания, асмита-руупы, опирающегося на асмита-аруупу и тянущегося к Пуруше. Все это содержится в состоянии бытия, именуемом сампраджнята – самосознании, самознании, самоблаженстве.
Итак, у мудреца, постигшего йогу, сохраняется и неизбежная витарка (внешняя жизнь, ее восприятие), и обслуживающее ее богатство вичары (реакции, вритти, клеши, смыслы), но он регулярно (абхйаса) делает усилие сдвинуться от них к внутренней ананде, которая питает асмита-руупу – Атмана, и усиливает его связь с асмита-аруупой (коллективным океаном сознания).
Упражнение, простое после прочтения этой заметки:
1) 1 минута – внимание на витарке (внешних явлениях)
2) 1 минута – внимание на вичарах (внутренних процессах и настроениях)
3) 1 минута – внимание на радости, блаженстве, ананде – сущности сознания, сознающего самое себя
4) 1 минута – внимание на асмита-руупе, форме вашего индивидуального Я, каково оно?
5) 1 минута – внимание на асмита-аруупе, коллективном океане сознания, питающего вас, но редко вами осознающемся… да и есть ли он вообще?
В заключение загадка: так что же такое внимание в свете сказанного и вообще?

01 июня 2012
М.Свечников