Йога не для всех

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Йога не для всех » Хатха-йога-прадипика » Глава 1. Асана


Глава 1. Асана

Сообщений 31 страница 55 из 55

31

Шлока 34. Четыре основных асаны из восьмидесяти четырех, данных Шивой, и сиддхасана как наилучшая из них

सिद्धं पद्मं तथा सिंहं भद्रं वेति चतुष्टयम् ।
श्रेष्ठं तत्रापि च सुखे तिष्ठेत्सिद्धासने सदा ॥३४॥

сиддхаМ падмаМ татхаа сиМхаМ бхадраМ вэти чатушТайам |
шьрэшТхаМ татраапи ча сукхэ тишТхэт-сиддхаасанэ садаа ||34||

Сиддхасана, падмасана, симхасана и бхадрасана — это четыре основные асаны. Из них самая удобная и самая лучшая — сиддхасана.

Правильная медитативная поза очень важна для йогина, поэтому Сватмарама советует, чтобы последователи Матсиендранатха практиковали эти четыре асаны. «Хатхаратнавали» также ставит эти четыре асаны в первый ряд. В книге «Шива Самхита» утверждается, что к важнейшим относятся сиддхасана, падмасана, уграсана (пашчимоттанасана) и свастикасана. В «Горакша Сатарка» в качестве главных упоминаются только две асаны — сиддхасана и падмасана.
Сиддхасана практикуется мужчинами. Ее эквивалентом для женщин является сиддха йони асана. Другие три асаны могут выполняться как мужчинами, так и женщинами. Сиддхасана известна как поза совершенного человека или совершенная поза; падмасана — это поза лотоса, называемая также камаласаной; симхасана – поза льва, а бхадрасана – поза доброты, милосердия.

0

32

Шлока 35. Сиддхасана — поза совершенства

СИДДХАСАНА
(поза совершенства)
तत्र सिद्धासनम्
योनिस्थानकमङ्घ्रिमूलघटितं कृत्वा दृढं विन्यसेत्
मेण्ढ्रे पादमथैकमेव हृदये कृत्वा हनुं सुस्थिरम् ।
स्थाणुः संयमितेन्द्रियोऽचलदृशा पश्येद् भ्रुवोरन्तरं
ह्येतन्मोक्षकपाटभेदजनकं सिद्धासनं प्रोच्यते ॥३५॥

татра сиддхаасанам
йони-стхаанакам-аНЪгхри-мула-гхаТитаМ кРитваа дРиДхаМ винйасэт
мэНДхрэ паадам-атха-йкам-эва хРидайэ кРитваа хануМ сустхирам |
стхаануХ саМйамитэндрийо'чала-дРишьаа пашьйэд бхрувор-антараМ
хй-этан-мокша-капааТа-бхэда-джанакаМ сиддхаасанаМ прочйатэ ||35||

Прижми пятку одной ноги к промежности, а ступню другой ноги помести выше гениталий. Сделав это, опусти подбородок к груди. Оставаясь спокойным и уравновешенным и, контролируя органы чувств, пристально и неотрывно всматривайся в точку между бровями. Это взламывает дверь к освобождению. Такую позу называют сиддхасаной.

Техника
Традиционная сиддхасана выполняется следующим образом.
Сядьте, прижав пятку левой ноги к промежности, к области между анусом и гениталиями.
Поместите правую ступню таким образом, чтобы пятка прижималась к лобку непосредственно над детородным органом.
http://s5.uploads.ru/t/FnLay.jpg

Протолкните пальцы и конец правой ступни между левыми мышцей бедра и икроножной мышцей. Устройте свое тело удобно и устойчиво, спина прямая. Опустите подбородок к ключицам, расслабьте голову. Пристально всматривайтесь в межбровный центр — это шамбхави мудра.
Сегодня сиддхасана известна в том же варианте, но без опускания головы, то есть голова остается выпрямленной, глаза закрыты.
http://s4.uploads.ru/t/G954X.jpg
Сиддхасана может практиковаться только мужчинами. Ее эквивалент для женщин называется сиддха йони асаной. Она выполняется так же, как и сиддхасана, за исключением того, что нижняя пятка прижимается ко входу во влагалище, а верхняя пятка располагается напротив клитора. Пальцы обеих ног вставлены между мышцами бедер и икр.
Свами Шивананда указывает, что в практике сиддхасаны одна пятка должна быть вдавлена в анус, а другая должна располагаться у основания детородного органа. В этом случае одна из лодыжек располагается поверх другой.

*   *   *
http://s5.uploads.ru/t/Ixdzg.jpg
Сиддхасана очень важна для стимулирования аджна чакры и управления нервными и праническими импульсами от муладхара чакры и свадхистхана чакры. Когда пробуждена аджна, человек может входить в царство чистого сознания. Эта чакра находится вне пределов воздействия пракрити, или природы, и служит, таким образом, дверью к освобождению.
Сиддхасана – чисто медитативная поза. Она предназначена для создания канала прохождения праны, или жизненной энергии, к аджна чакре. Шамбхави мудра стимулирует аджна чакру на получение пранических импульсов, идущие от нижних энергетических центров. Когда подбородок прижат к груди, автоматически выполняется упрощенная форма джаландхары и уджайи пранаямы, что в свою очередь регулирует темп сердцебиения, кровяное давление и структуру волн мозга.
Когда вы только начинаете практиковать медитацию, можно использовать другие позы, но на последней стадии, когда внешнее сознание затухает, а проявления внутреннего сознания начинают усиливаться, наилучшая поза – это сиддхасана, поскольку она дает возможность адаптироваться к изменениям, происходящим в теле во время глубокой медитации.
При затухании флуктуаций ума внутреннее сознание словно расцветает, а внешнее сознание гаснет, при этом меняется и метаболизм тела. Ритмы мозга, внутренняя температура тела и тонус кожи существенно меняются, и если не быть осторожным, возможны неблаготворные воздействия на психику.
Сиддхасана предотвращает излишнее подавление нервной деятельности во время медитации, потому что не дает кровяному давлению опуститься слишком низко. Сиддхасана регулирует производство мужского полового гормона тестостерона и позволяет сохранить внутреннюю температуру тела. Она стабилизирует два нижних психических центра — муладхара чакру и свадхистхана чакру, перенаправляя прану вверх к более высоким центрам. Блокировка энергии в пределах этих двух энергетических центров ответственна за многие проблемы со здоровьем; это барьер, который нужно преодолеть при стремлении к духовной жизни. Муладхара является коренным центром, в котором в дремлющем и спящем состоянии находится бесконечный источник пранической энергии; свадхистхана, в свою очередь, – это центр, ответственный за сексуальность и эмоции, через которые наиболее естественно проявляется наша психическая энергия. Когда эмоциональная жизнь не выходит за пределы свадхистханы, кровяное давление и работа сердца могут быть нестабильными, а наши роль и цель в жизни остаются плохо определенными и неясными. На праническом уровне сиддхасана уравновешивает чередующиеся потоки в каналах ида и пингала, активизируя тем самым сушумну.
Многие считают основной позой для медитации падмасану, хотя сиддхасана легче с точки зрения возможностей длительного пребывания в ней. В сиддхасане меньше вероятность онемения ступней, а тело более прочно зафиксировано в своем положении. Сиддхасана также стабилизирует сердечную деятельность, и если практиковать ее на протяжении всей жизни, она дает человеку защиту от эмоционального опустошения и разрушения и усмиряет его страсти, предотвращая проблемы с сердцем в пожилом возрасте.
Свами Шивананда утверждал, что сиддхасана лучше всего подходит большинству людей (даже тем, у кого толстые бедра) и что она особенно важна для тех, кто хочет соблюдать безбрачие. Если практикующий сможет овладеть этой асаной, то со временем он обретет сиддхи.

0

33

Шлока 36. Вариант сиддхасаны

मेण्ढ्रादुपरि विन्यस्य सव्यं गुल्फं तथोपरि ।
गुल्फान्तरं च निक्षिप्य सिद्धासनमिदं भवेत् ॥३६॥

мэНДхраад-упари винйасйа савйаМ гулпхаМ татхопари |
гулпха-антараМ ча никшипйа сиддхаасанам-идам бхавэт ||36||

Другие говорят, что сиддхасана — это когда помещают одну пятку над пенисом, а вторую — над первой.

Это описание соответствует в действительности гуптасане. Она может рассматриваться как вариант сиддхасаны, больше подходящий для тех, кто не в состоянии сидеть в сиддхасане. «Хатхаратнавали» соглашается, что этот вариант тоже называют сиддхасаной, но другие тексты по хатха-йоге («Гхеранда Самхита», «Горакша Сатарка» и «Шива Самхита»), описывая сиддхасану, говорят о пятке, прижатой к промежности, и о другой пятке, размещаемой над первой. Сегодня это самая распространенная форма сиддхасаны, и йоги направления Натх практикуют ее только в таком виде.

0

34

Шлока 37. Различия между сиддхасаной, ваджрасаной, муктасаной и гуптасаной

एतत्सिद्धासनं प्राहुरन्ये वज्रासनं विदुः ।
मुक्तासनं वदन्त्येके प्राहुर्गुप्तासनं परे ॥37॥

этат сиддхаасанаМ праахур-анйэ ваджаасанаМ видух |
муктаасанаМ вадантй-экэ праахур гуптаасанаМ парэ ||37||

Это называется сиддхасаной, другие знают ее как ваджрасану, некоторые называют ее муктасаной и, наконец, ее зовут гуптасаной.

Ваджрасана, муктасана и гуптасана — это три различные позы. Значение их такое: сиддхасана — это поза совершенства, ваджрасана (поза молнии) регулирует ваджра нади; муктасана – поза освобождения, и гуптасана – секретная поза. Во всех четырех позах положения ног и ступней различны. Данная шлока, по-видимому, отражает тот факт, что одни считают главной асаной сиддхасану, другие думают, что важнее остальных ваджрасана, а кто-то ставит на первое место муктасану или гуптасану.
http://s4.uploads.ru/t/OE9u5.jpg
Муктасана не описывается в этом тексте, но в трактате «Гхеранда Самхита» говорится, что ее выполняют, помещая левую пятку под анус, а правую пятку – над левой пяткой.
В ваджрасане практикующий сидит на коленях, поместив ягодицы между пятками, при этом большой палец правой ноги кладется на большой палец левой ноги.
В гуптасане ступни помещаются между мышцами бедер и икроножными мышцами так, что находящаяся снизу пятка прижимается к анусу.
Если же левая пятка прижимается к промежности, то это сиддхасана. Уникальность и польза сиддхасаны еще в том, что она оказывает постоянное давление на промежность.
http://s4.uploads.ru/t/1MpyS.jpg

0

35

Шлока 38. Сиддхасана — самая важная асана

यमेष्विव मिताहारम् अहिंसा नियमेष्विव ।
मुख्यं सर्वासनेष्वेकं सिद्धाः सिद्धासनं विदुः ॥३८॥

йамэшв-ива митаахаарам-ахиМсаа нийамэшв-ива |
мукхйаМ сарва-аасанэшв-экаМ сиддхааХ сиддхаасанаМ видуХу ||38||

Так же, как умеренная диета - важнейшая из ям, а ненасилие — первейшая из ниям, так и сиддхасана, как знают все сиддхи, является самой важной из всех асан.

Умеренная диета служит основой для самоконтроля, поскольку с ее помощью приводятся в равновесие тело и ум и смиряются страсти. Ненасилие лежит в основе правильного поведения, поскольку служит отправной точкой для контроля проявления ума и эмоций. Когда способностям ума и потокам праны придано правильное направление, возникают психические и духовные переживания. И к тому времени, когда эти переживания начнут проявляться, вас готовит сиддхасана.

0

36

Шлока 39. Сиддхасана очищает нади

चतुरशीतिपीठेषु सिद्धमेव सदाभ्यसेत्
द्वासप्ततिसहस्राणां नाडीनां मलशोधनम् ॥३९॥

чатур-ашьиити-пииТхэшу сиддхам-эва садаа-абхйасэт |
дваа-саптати-сахасрааНааМ нааДиинааМ мала-шьодханам  ||39||

Из всех восьмидесяти четырех асан сиддхасана должна практиковаться всегда. Она очищает 72000 нади.

Даже если вы не практикуете никаких других асан, сиддхасана должна выполняться. Хотя есть и другие асаны, которые очищают систему «тело-ум», сиддхасана все же предпочтительнее, поскольку она балансирует уровень энергии, выравнивая ментальную и праническую силы. Нездоровый образ жизни ведет к образованию токсинов в теле и негативному мышлению, которые на тонком плане проявляются как блокировки в энергетических каналах, нади. Для пробуждения сушумны должны быть прочищены нади, чтобы энергия могла течь свободно, а ида и пингала были уравновешены. Сиддхасана может оказать весьма существенную помощь для достижении этой цели.
Как же сидячая поза может прочистить нади? Давление на промежность стимулирует муладхара чакру, точку, из которой начинаются все три главные нади, поэтому, пока выдерживается данная поза, электрические и пранические импульсы постоянно направляются в мозг, очищая нади и удаляя блокировки. Кроме того, стимулируются акупунктурные меридианы на ступнях, а они соединены со всеми внутренними органами – желудком, желчным пузырем, печенью, селезенкой, почками и так далее. Все эти органы играют важную роль в процессе очищения крови.

0

37

Шлока 40. Достижение совершенства требует двенадцати лет садханы

आत्मध्यायी मिताहारी यावद्द्वादशवत्सरम् ।
सदा सिद्धासनाभ्यासाद्योगी निष्पत्तिमाप्नुयात् ॥४०॥

аатма-дхйаайии митаахаарии йаавад-дваадашьа-ватсарам |
садаа сиддхаасана-абхйаасаад-йогии нишпаттим-аапнуйаат ||40||

Йогин, медитирующий на высшем Я, или атме, употребляющий в умеренном количестве чистую пищу и практикующий сиддхасану в течение двенадцати лет, достигает совершенства, или сиддхи.

Двенадцать лет могут показаться слишком долгим временем для того, чтобы практиковать что-то одно до достижения совершенства. Однако, чтобы стать квалифицированным практикующим врачом или юристом, тоже требуется много лет учения и практики. Двенадцать лет не такой уж большой срок, если речь идет о достижении совершенства и пробуждении высшего состояния сознания. Если человек может посвятить всю жизнь достижению материального благосостояния, то почему бы не выделить двенадцать лет для развития высшего сознания и раскрытия духовных возможностей?
Для того, чтобы тело и ум изменились, требуется много лет. Все клетки тела полностью замещаются новыми клетками в течение семи лет. Можно сказать, что человек получает новое тело. Однако, чтобы изменить структуру ума и переплавить сознание, требуется больший срок. Во многих шастрах утверждается, что садхана приносит плоды через двенадцать лет. Именно двенадцать лет обеспечивают постепенное и полное реструктурирование тела, ума, эмоций и души.
В духовной жизни двенадцать лет — важный цикл. Это время уходит на то, чтобы очистить и подготовить праническое и психическое тела для духовного пробуждения. В традиции «гуру-ученик» также предполагается, что ученик должен потратить двенадцать лет на садхану под руководством гуру.
В данной шлоке говорится еще о двух вещах: об умеренной диете и о медитации над атмой. Простая и умеренная диета помогает установить равновесие в теле и создает благоприятные условия для высших переживаний. На самом деле, основной причиной болезней является неправильное питание. Если бы люди уделяли больше внимания своей диете, то многих физических и психологических проблем можно было бы избежать.
Сватмарама рекомендует медитацию на высшем Я, то есть на атме. Все ищущие в духовной области стремятся к переживанию атмы, и лучше готовиться к этой реализации с самого начала. Практика направляет внутреннюю энергию человека в позитивное русло, делает ум направленным и способствует движению человека к конечной цели.
Ум не статичен; он представляет собой вибрирующий массив энергии сознания, обладающей способностью переплавляться в любую форму, которую вы ей придадите. Когда человек живет материальными вещами, ум погружен в материальную реальность. Если он поглощен отрицательными эмоциями и страстями, то ум таким и становится. Если человек погружен в тонкие переживания, то тогда возникает возможность подойти ближе к атме. Тогда включается процесс, который влечет за собой полную реструктуризацию всего организма, даже на клеточном уровне.
Такая медитация на атме восходит к Веданте и представлениям философии Санкхья о пуруше как наивысшей сущности. Однако шакта, по-видимому, посоветовал бы медитировать на шакти. В общем случае, сообразуясь с индивидуальным особенностям садхаки, гуру может рекомендовать ему совершенно другой объект для медитации и не предлагать созерцание атмы.
Аспект гуру в данной шлоке пропущен. Поэтому дополним: если у вас нет никакого гуру и вы сидите в позе хоть сто двенадцать лет, вы вряд ли далеко продвинетесь если только вы уже не являетесь полностью просветленным. По пути к внутренней сути может вести только человек с духовным прозрением, духовным видением. Если вы желаете пережить иное состояние ума, находящееся за пределами обычных чувственных ощущений, то восприятие должно быть изменено. Как конечный ум может сосредоточиться на бесконечном? Сватмарама советует концентрироваться на атме, но атма бесформенна и бесконечна. Вот почему важен гуру — свет его атмы освещает вашу атму; и без этого не может быть никакой самореализации.

0

38

Шлока 41. Совершенства можно достичь, практикуя одну лишь сиддхасану

किमन्यैर्बहुभिः पीठैः सिद्धे सिद्धासने सति ।
प्राणानिले सावधाने बद्धे केवलकुम्भके ।
उत्पद्यते निरायासात्स्वयमेवोन्मनी कला ॥४१॥

ким-анйайр-бахубхиХ пиитхайХ сиддхэ сиддхаасанэ сати |
праана-анилэ саавадхаанэ баддхэ кэвала-кумбхакэ |
утпадйатэ нираайаасаат-свайам-эв-онмании калаа ||41||

Если совершенство достигается при помощи сиддхасаны, то какая польза от практики множества других асан? Если поток праны стабилизирован, дыхание останавливается естественно (кевала кумбхака) и состояние «не-ума» (унмани) возникает само собой.

Высшего состояния сознания можно достичь практикой одной лишь сиддхасаны и пранаямой. Однако, у каждого человека есть индивидуальные особенности в смысле качества его системы «тело-ум». Какова она в основном? Тамасическая, раджасическая или саттвическая? Поэтому лишь в конце садханы, когда ум успокоен и тело приспособлено для продолжительной медитации, все, что вам нужно, — это сиддхасана.
Сватмарама не задается вопросом о том, зачем практикуются другие асаны, а всего лишь указывает на тот факт, что йогину, совершенному в сиддхасане, не обязательно тратить на них время. Первоначально сиддхасана рекомендовалась в комбинации с атма-дхараной. Какая бы форма сосредоточения внимания ни практиковалась, полная концентрация на объекте медитации и поглощение им приводит к замиранию дыхания. Сознательное ограничение дыхания и самосозерцание приводят к кевала кумбхаке; осознание себя и личные переживания ослабляются. Сватмарама сообщает, что если человек переживает это состояние в сиддхасане, то время следует тратить на практику сиддхасаны, а не других асан.
Тем не менее, люди тамасической или раджасической категорий для увеличения своих возможностей работы с праной и сознанием должны практиковать комплексы других асан и иные формы йоги. Сиддхасана и раджа-йога отлично подходят для садхаки со сложившимися духовными устремлениями, но люди с эмоциональным, страстным, экстравертным, динамичным характером или аналитическим складом ума нуждаются в других формах йоги. Карма-йога и бхакти-йога гармонизируют тело, ум и эмоции и помогают поставить под контроль излишние чувственные переживания. Если в уме преобладают тамас или раджас, необходимо соответствующее самовыражение, в противном случае во время медитативной практики привычки ума будут нарушать весь внутренний процесс, он начнет блуждать туда-сюда или просто погружаться в скуку и сон.
Для достижения высшего переживания ум должен быть полностью поглощен точкой концентрации. Тогда при выполнении сиддхасаны и пранаямы рано или поздно наступает стадия, когда встречаются две пранические силы — апана и прана, — и взаимодополняющие тенденции иды и пингалы объединяются в аджна чакре. В этот момент ум становится целостным и дыхание останавливается. Тем не менее, уму необходимо сохранять определенную точку для фокусировки, которой может служить некий психический символ, гуру, мантра или янтра и т.п., поскольку в противном случае он войдет в состояние пустоты (шунья). Итак, высшее переживание создается комбинацией нескольких элементов, внутренних и внешних, а не только асаной и остановкой дыхания.

0

39

Шлока 42. Благодаря сиддхасане три бандхи в нужный момент возникают самопроизвольно

तथैकास्मिन्नेव दृढे सिद्धे सिद्धासने सति ।
बन्धत्रयमनायासात् स्वयमेवोपजायते ॥४२॥

татха-йкаасминн-эва дРиДхэ сиддхэ сиддхаасанэ сати |
бандха-трайам-анаайаасаат-свайам-эвопаджаайатэ ||42||

Таким образом, через овладение сиддхасаной три бандхи случаются сами собой.

Три упомянутые бандхи — это мула, уддияна и джаландхара. Мула бандха представляет собой сжатие промежности, уддияна – сжатие нижней части живота, а джаландхара — это замыкание подбородка с грудью. Эти три бандхи являются специфическими методами накапливания большего запаса пранической энергии, и знаете вы о них или нет, они выполняются в нужное время самопроизвольно и естественно, когда вы достигаете совершенства в сиддхасане.
На самом деле, когда прана пробуждена, в теле естественным образом возникает тенденция к выполнению различных мудр, бандх и техник пранаямы, которые, может быть, и неизвестны практикующему. В настоящее время имеется несколько общепризнанных систем йоги, практики которых направлены в основном на то, чтобы пробудить эти естественные тенденции за счет максимального повышения интенсивности пранической энергии.

0

40

Шлока 43. Никакая асана не может сравниться с сиддхасаной

नासनं सिद्धसदृशं न कुम्भः केवलोपमः ।
न खेचरीसमा मुद्रा न नादसदृशो लयः ॥४३॥

на-аасанаМ сиддха-садРишьаМ на кумбхаХ кэвалопамаХ |
на кхэчарии-самаа мудраа на наада-садРишьо лайаХ ||43||

Нет асаны, равной сиддхасане, нет кумбхаки, равной кевале, нет мудры, равной кхечари, и нет лайи (растворения ума), равной наде (внутреннему звуку).

В данной шлоке описана полная садхана, необходимая для достижения самадхи. Одновременно это и завершающее описание сиддхасаны, подчеркивающее ее важность и первостепенность в ряду асан — точно так же, как кевала является высшей формой кумбхаки, кхечари – главной мудрой, а нада – наилучшим растворителем колебаний ума.
Мы не разъясняем здесь понятия кевала кумбхаки, кхечари мудры или нади, поскольку кумбхака и пранаяма подробно обсуждаются в главе 2, кхечари в главе 3 и нада в главе 4.

0

41

Шлока 44-47. Падмасана — поза лотоса

ПАДМАСАНА
(поза лотоса)

अथ पद्मासनम्
वामोरूपरि दक्षिणं च चरणं संस्थाप्य वामं तथा
दक्षोरूपरि पश्चिमेन विधिना धृत्वा कराभ्यां दृढम् ।
अङ्गुष्ठौ हृदये निधाय चिबुकं नासाग्रमालोकयेत्
एतद्व्याधिविनाशकारि यमिनां पद्मासनं प्रोच्यते ॥४४॥

атха падмаасанам
ваам-ору-упари дакшинаМ ча чаранаМ саМстхаапйа йаамаМ татхаа
дакш-ору-упари пашьчимэна видхинаа дхРитйаа караабхйааМ дРиДхам |
аНЪгушТхау хРидаайэ нидхаайа чибукаМ наасааграм-аалокайэт
этад-вйаадхи-винаашьа-каари йаминааМ падмаасанаМ прочйатэ ||44||

Положи правую ступню на левое бедро и левую ступню на правое бедро; скрести руки за спиной и прочно ухватись за большие пальцы ног. Прижми подбородок к груди и смотри на кончик носа. Эта поза называется падмасаной, разрушающей болезни йогина.

*   *   *
उत्तानौ चरणौ कृत्वा ऊरुसंस्थौ प्रयत्नतः ।
ऊरुमध्ये तथोत्तानौ पाणी कृत्वा ततो दृशौ ॥४५॥

уттаанау чаранау кРитваа уру-саМстхау прайатнатаХ |
ууру-мадхйэ татхоттаанау паании кРитваа тато дРишьау ||45||

Положи ступни на бедра подошвами вверх, а кисти ладонями вверх — в середине паха.

*   *   *
नासाग्रे विन्यसेद्राजदन्तमूले तु जिह्वया ।
उत्तम्भ्य चिबुकं वक्षस्युत्थाप्य पवनं शनैः ॥४६॥

наасагрэ винйасэд-рааджаад-анта-муулэ ту джихвайаа |
уттамбхйа чибукаМ вакшасй-уттхаапйа паванаМ шьанайХ ||46||

Пристально смотри на кончик носа, удерживая язык прижатым к основанию верхних зубов, а подбородок — к груди; медленно поднимай прану вверх.

*   *   *
इदं पद्मासनं प्रोक्तं सर्वव्याधिविनाशनम् ।
दुर्लभं येन केनापि धीमता लभ्यते भुवि ॥४७॥

идаМ падмаасанаМ проктаМ сарва-вйаадхи-винаашьанам |
дурлабхаМ йэна кэнаапи дхииматаа лабхйатэ бхуви ||47||

Эта поза именуется падмасаной, изгоняющей все болезни. Обычно не могут полностью овладеть ею люди – кроме нескольких мудрых на этой земле.

Падмасана — хорошо известная асана, называемая также камаласаной. И падма, и камала означают «лотос». Думая о йогинах, обычно представляют себе кого-то, сидящего в падмасане, поскольку это обычная медитативная поза. В ней тело прочно зафиксировано и движения тела сведены к минимуму. Нижняя часть спины обычно удерживается прямой, благодаря чему можно ощутить эффект воздействия на тело уравновешивающих сил.
Асана, описанная в шлоке 44 именуется, как правило, баддха падмасана. В ней ноги расположены как в падмасане, а руки захватывают пальцы ног. В обычной падмасане кисти рук держатся в одной из мудр: джняна, чин, бхайрави, бхайрава или йони.
Прежде чем практиковать падмасану, следует развить гибкость ног, лодыжек и коленей. Если колени негибкие, следует обращаться с ними очень осторожно во избежание повреждения коленных чашечек или связок. Ноги нужно размять и расслабить, выполнив, например, паванмуктасану, или проделав вращение колен, «походку вороны», упражнение «бабочка» и т.п.
http://s4.uploads.ru/t/IoOPz.jpg
Техника 1
Согните правую ногу в колене и подведите ступню к правой ягодице.
Ступня должна располагаться на полу или несколько выше его.
Поместите правую ступню так, чтобы лодыжка покоилась высоко на левом бедре близко к тазобедренной кости. Согните левую ногу таким же образом и поместите ступню повыше на правом бедре близко к тазобедренной кости. Теперь ноги прочно зафиксированы в определенном положении.
Положите кисти на колени или в чин мудре, или в джняна мудре.
Чин мудра — это такое положение каждой кисти, когда указательные пальцы прикасаются к основаниям больших пальцев, а остальные пальцы расположены отдельно друг от друга.
В джняна мудре указательные пальцы соединяются с кончиками больших пальцев, а остальные пальцы расположены отдельно друг от друга.
Чтобы выполнить бхайрави мудру, поместите пальцы левой кисти поверх пальцев правой кисти; ладони обеих кистей должны быть обращены вверх; кисти между коленями. Бхайрава мудра выполняется так же, но сверху теперь пальцы правой руки.
В йони мудре кончики указательных пальцев соприкасаются, кончики больших пальцев тоже соприкасаются, а три остальных пальца переплетены. Большие пальцы указывают вверх, а указательные пальцы указывают вперед, так что между большими и указательными пальцами образуется треугольная фигура. Расслабленно опустите голову вперед, сохраняя спину прямой.
Наконец, выполните насикагра дришти («пристальное всматривание в кончик носа»). Все это входит в традиционную практику падмасаны.
В наше время падмасана обычно практикуется так же, за исключением того, что голова не опускается и глаза закрыты.
http://s5.uploads.ru/t/yxi4r.jpg
Техника 2 (баддха падмасана – замкнутая поза лотоса)
Расположите ноги так, как положено в падмасане. Заведите руки за спину и перекрестите их друг с другом. Правой рукой возьмитесь за пальцы правой ноги (или только за большой палец), а левой рукой возьмитесь за пальцы левой ноги (или только за большой палец). Это прямая позиция баддха падмасаны. В финальной стадии баддха падмасаны вы наклоняетесь вперед, прикасаясь лбом к земле.
http://s4.uploads.ru/t/rmLND.jpg
Техника 3
Расположите ноги, как в обычной падмасане, и положите ладони на колени.
Выполняйте джаландхара, уддияна и мула бандхи совместно с ваджроли мудрой.
Пристально вглядывайтесь в межбровный центр или в кончик носа. Все это время может выполняться также кхечари мудра.
Чтобы поднять прану, вы должны практиковать три бандхи: уддияна (с бахир кумбхакой), джаландхара и мула, что вместе дает маха бандху. «Поднятие праны» означает направление вверх энергии, которая обычно течет вниз и наружу. Цель хатха-йоги — изменить направления свободного течения энергии, направив апану вниз, а прану — вверх, то есть задержать апану до ее истечения наружу и прану до ее движения вверх в пределах области самана, области пупка. Это вызывает праническую реакцию, в результате чего создается больше потенциальной энергии, которая затем поднимается по сушумне. Одной падмасаны недостаточно, чтобы вызвать этот «подъем праны», поэтому дополнительно следует практиковать пранаяму, бандху и мудру.
Хотя падмасану и сиддхасану можно считать равными по возможностям, сиддхасана предпочтительнее в процессе поворота пранического потока, поскольку в ней оказывается запертой  ваджра нади, что предотвращает вытекание энергии наружу. Тем не менее, обе асаны предназначены для эффективной практики дхараны, дхьяны и самадхи.
Специфическим свойством падмасаны является регулировка праны. Сиддхасана же поддерживает нормальное кровяное давление и уравновешивает праническую и ментальную силы.
Падмасана – это «устранитель болезней». Ее практика приводит к изменениям в метаболизме и в тенденциях работы мозга, что помогает установить равновесие во всей системе «тело-ум». Как и сиддхасана, падмасана стимулирует акупунктурные меридианы желудка, желчного пузыря, селезенки, почек и печени. Для поддержания полного здоровья необходимо совершенное функционирование этих органов. Падмасана тонизирует нервные окончания в области крестца и копчика посредством усиления в них кровотока. Поток крови к ногам уменьшается и перенаправляется в брюшную область. Это полезно тем, кто подвержен эмоциональным и нервным расстройствам. Противопоказание: при ишиасе или инфекции крестцовой области не следует выполнять падмасану, пока эти проблемы не устранены.
Сватмарама утверждает: «Обычно не могут полностью овладеть ею люди – кроме нескольких мудрых на этой земле». Что он имеет в виду, говоря «обычно»? Он говорит о среднем человеке. И действительно, оглянувшись вокруг, вы увидите, что мало кто может выполнять падмасану. Только те, кто регулярно занимается йогой, могут находиться в этой позе в течение долгого времени. И если гибкость ног позволяет, вы сумеете ее выполнять.

0

42

Шлока 48. Метод пробуждения шакти в падмасане

कृत्वासम्पुटितौ करौ दृढतरं बद्ध्वातु पद्मासनं
गाढं वक्षसि सन्निधाय चिबुकं ध्यायंश्च तच्चेतसि ।
वारंवारमपानमूर्ध्वमनिलं प्रोत्सारयन्पूरितं
न्यञ्चन्प्राणमुपैति बोधमतुलं शक्तिप्रभावान्नरः ॥४८॥

кРитваа-сампуТитау карау дРиДхатараМ баддхваа-ту падмаасанаМ
гааДхаМ вакшаси саннидхаайа чибукаМ  дхйаайаМшь-ча тач-чэтаси |
ваараМ-ваарам-апаанам-уурдхвам-анилаМ протсаарайан-пууритаМ
нйаньчан-прааНам-упайти бодхам-атулаМ шьакти-прабхааваан-нараХ ||48||

(Сидя в падмасане) держа ладони одна над другой и подбородок на груди, концентрируй ум (читту) на своем Высшем Я. Вновь и вновь вытягивай жизненный воздух вверх из анальной области и веди вдыхаемую прану вниз. Так человек (объединяя две сущности) обретает высшее знание посредством пробуждения шакти.

Если практиковать падмасану описанным выше образом, изменяя направление естественных потоков праны и апаны, начнется пробуждение потенциальной силы в пранической системе и активизация высших способностей ума. Этим потенциалом обладает каждый, но почти все задействуют очень слабые потоки энергии и, таким образом, используют лишь малую часть возможностей мозга. Для того, чтобы пробудить дремлющие центры мозга, уровень энергии должен быть существенно выше, а чтобы увеличить количество праны, положительную и отрицательную силы следует свести вместе. Когда они соединяются, происходит реакция, подобная взрыву и высвобождающая большое количество энергии. Соединение происходит в одном из жизненных центров, и высвободившаяся энергия устремляется по сушумне к высшим центрам мозга. Эта энергия именуется кундалини. То, что описывает Сватмарама, представляет собой процесс, происходящий при использовании уддияна бандхи и мула бандхи.
Сватмарама дает основную технику для работы и с другими крийями. Правильная сидячая поза является основным предварительным условием для использования практик пранаямы, мудры, бандхи, дхараны и дхьяны.

0

43

Шлока 49. Метод освобождения через падмасану; что такое марута

पद्मासने स्थितो योगी नाडीद्वारेण पूरितम् ।
मारुतं धारयेद्यस्तु स मुक्तोनात्र संशयः ॥४९॥

падмаасанэ стхито йогии-нааДии-дваарэНа пууритам |
маарутаМ дхаарайэд-йас-ту са мукто-натра саМшьайаХ ||49||

Йогин, сидящий в падмасане, делающий вдохи через входы нади и наполняющий их марутой, или жизненным воздухом, обретает освобождение; в этом нет никакого сомнения.

Марута — это еще один термин для обозначения праны, но он также имеет и другое значение. В Упанишадах говорится, что существует сорок девять марут. Они описываются как братья Господа Индры. Индра символизирует индивидуальный ум и управляет органами чувств и действия (индриями); таким образом, марута представляет собой комплекс из сорока девяти основных качеств, или сил, ума. Они представлены сорока девятью буквами санскритского алфавита, а каждая буква связана с конкретной частью физического тела. Все эти части тела имеют соответствующие центры в мозге и свою биджа мантру, представленную в психике и уме.
Поглотить маруту — значит втянуть внешнюю энергию тела и органов чувств в нади. Это предотвращает истечение праны наружу, и тогда центры мозга, отвечающие за привычную активность, не возбуждаются, а энергия направляется в те центры, которые отвечают за высшее сознание. Когда практикующий усаживается в падмасану и изменяет направления потоков праны, сознание освобождается от привычных пут личностного опыта и существования. Ум и прана связаны между собой, хотя и весьма сложным образом.
Подобно тому, как существуют два полюса энергии, положительная и отрицательная силы, существуют и два полюса индивидуального сознания — время и пространство. Левое полушарие мозга больше ориентировано на течение времени, а правое полушарие мозга – на специфику пространства. Когда эти два полюса сближаются, пробуждается высшее сознание. То есть для того, чтобы весь мозг был активным, должны равным образом функционировать оба полушария.
Хатха-йога запускает этот процесс путем объединения двух полюсов шакти – пассивной и динамической сил, иды и пингалы, что порождает третью силу, именуемую кундалини. Эта потенциальная духовная энергия человека ответственна за все высшие качества ума. Шакти создается в нижних центрах тела и поднимается к верхним центрам мозга, выявляя, таким образом, чистое сознание. При этом ограниченное сознание, действующее через органы чувств и чувственный опыт, устраняется. Противопоставления полюсов-антагонистов больше нет, поскольку теперь они объединены; существует лишь высшее сознание. Вот что называется освобождением.
Раджа-йогин и дхьяна-йогин ставят цель достигнуть этого посредством концентрации ума, однако хатха-йогин достигает того же посредством объединения потоков праны, в результате чего мозг выходит на нужный уровень покоя автоматически. Хатха-йогину ни к чему входить в конфликт с грубыми программами низшего ума; выход за его пределы происходит путем концентрации на физическом аспекте праны.
Освобождение — это отнюдь не религиозный термин. Он указывает на научный процесс соединения двух противоположных сил. Когда эти противоположные силы объединяются, происходит взрыв, при котором высвобождается потенциальная энергия. В тантре эти силы именуются Шива и Шакти; в йоге — прана и читта; в философии Самкхья — пуруша и пракрити; в Веданте — Брахман и джива; в физике — время и пространство.
Две эти силы не могут встретиться в любой точке, нужен особый центр. Когда противоположные силы шакти соединяются в муладхара чакре или в манипура чакре, происходящий при этом взрыв высвобождает из соответствующего центра потенциальную энергию. Наука установила, что, когда время-пространство (программа) актуализируется в праматерии, последняя взрывается тысячами и тысячами частиц. Так возникает материальное мироздание. Подобным образом был рожден каждый из нас, и посредством подобного же процесса потенциальное сознание может вырваться из пут низшего ума.
Каждое живое существо является комбинацией двух сил — праны и сознания. При эволюции форм тела сознание становится все более проявленным, и в этом мире именно человек стал ближе всего к развитию чистого сознания. Посредством «огня йоги» сознание может быть освобождено от грубой материи ума и тела. Таково переживание атма анубхути, атма даршана, самореализации, мокши или самадхи. Называйте это как угодно, но это один и тот же процесс, который начинается в йоге с практики асаны и совершенствования комфортной медитативной позы – падмасаны.

0

44

Шлоки 50-52. Симхасана — поза льва

СИМХАСАНА
(поза льва)

अथ सिंहासनम्
गुल्फौ च वृषणस्याधः सीवन्याः पार्श्वयोः क्षिपेत् ।
दक्षिणे सव्यगुल्फं तु दक्षगुल्फं तु सव्यके ॥५०॥

атха сиМхаасанам
гулпхау ча вРишНасйаадхаХ сииванйааХ паарШьвайоХ кшипэт |
дакшиНэ савйа-гулпхаМ ту дакша-гулпхаМ ту савйакэ ||50||

Помести лодыжки под мошонкой, правая лодыжка слева от мошонки, левая — справа.

*    *    *
हस्तौ तु जान्वोः संस्थाप्य स्वाङ्गुलीः सम्प्रसार्य च ।
व्यात्तवक्त्रो निरीक्षेत नासाग्रं सुसमाहितः ॥५१॥

хастау ту джаанвоХ саМстхаапйа свааНЪгулииХ сампрасаарйа ча |
вйаатта-вактро нириикшэта наасааграМ сусамаахитаХ ||51||

Помести ладони на колени, растопырь пальцы, рот держи открытым и пристально гляди на кончик носа, сконцентрировав ум.

*    *    *
सिंहासनं भवेदेतत्पूजितं योगिपुङ्गवैः ।
बन्धत्रितयसन्धानं कुरुते चासनोत्तमम् ॥५२॥

сиМхаасанаМ бхавэд-этат-пууджитаМ йоги-пуНЪгавайХ |
бандха-тритайа-саМдхаанаМ курутэ чаасаноттамам ||52||

Это симхасана, весьма почитаемая величайшими йогинами. Столь превосходная асана облегчает три бандхи.

Есть две традиционных техники выполнения симхасаны.

http://s5.uploads.ru/t/blORo.jpg
Техника 1
Поместите левую ступню под правую ягодицу так, чтобы пятка прижалась к правой стороне промежности или — для женщин — чтобы она прижалась к правой стороне влагалища.
Поместите правую ступню таким же образом, прижимая ее к противоположной стороне промежности или влагалища, чтобы ступни скрестились друг с другом. Для выполнения этой позиции ступни и лодыжки должны быть очень гибкими. Положите ладони на колени и растопырьте пальцы. Наклоните голову вперед в полу-джаландхара бандхе и сфокусируйте глаза на кончике носа в насикагра дришти. Откройте рот и высуньте вперед язык, насколько сможете.
http://s4.uploads.ru/t/eGPTa.jpg
Техника 2 – Симхагарджанасана (поза рычащего льва)
Поместите правую ступню под правую ягодицу, а левую ступню — под левую ягодицу; колени широко разведите. Это сидячая поза бхадрасана.
Кисти можно расположить, как в технике 1, но возможен и другой вариант – положить их на коврик пальцами по направлению к телу. В этой позиции оказывается давление на подушечки ладоней.
Поднимите подбородок на два-три дюйма, выполните шамбхави мудру и высуньте язык как можно дальше, но не теряя комфорта.
Глубоко вдохните через нос; выдыхайте, издавая звук наподобие рыка льва — «аааххх».
Звук не должен быть очень сильным, он не должен раздражать горло.
Для того чтобы еще больше стимулировать горло, подвигайте языком из стороны в сторону.

Сватмарама относит технику 1 к одной из четырех основных асан. Обе техники включают в себя практику бандх. Позиция ступней  давящих на промежность (особенно в технике 1), вызывает естественную мула бандху. Поскольку голова наклонена вперед, выполняется джаландхара, а размещение рук на коленях, вытянутые руки, прямая спина и некоторый наклон тела вперед создают благоприятную позицию для выполнения уддияна бандхи.
Симхасана полезна для устранения болезней полости рта, носа и даже ушей. Техника 2 особенно хороша для тонизирования горла и искоренения заикания. Она также помогает интровертам сдвинуться в сторону экстравертивности. Эта асана весьма эффективна, когда выполняется на открытом воздухе перед восходящим солнцем.

0

45

Шлоки 53, 54. Бхадрасана — поза милосердия

БХАДРАСАНА
(поза милосердия)

अथ भद्रासनम्
गुल्फौ च वृषणस्याधः सीवन्याः पार्श्वयोः क्षिपेत् ।
सव्यगुल्फं तथा सव्ये दक्षगुल्फं तु दक्षिणे ॥५३॥

атха бхадраасанам
гулпхау ча вРишаНасйа-адхаХ сииванйааХ пааршьвайоХ кшипэт |
савйа-гулпхаМ татхаа савйэ дакша-гулпхаМ ту дакшиНэ ||53||

Помести лодыжки под гениталиями по бокам промежности, левая лодыжка слева, правая лодыжка справа.

*    *    *

पार्श्वपादौ च पाणिभ्यां दृढं बद्ध्वा सुनिश्चलम् ।
भद्रासनं भवेदेतत्सर्वव्याधिविनाशनम् ।
गोरक्षासनमित्याहुरिदं वै सिद्धयोगिनः ॥५४॥

пааршьва-паадау ча пааНибхйааМ дРиДхаМ баддхваа сунишьчалам |
бхадраасанаМ бхавэд-этат-сарва-вйаадхи-винаашьанам |
горакшаасанам-итй-аахур-идаМ вай сиддха-йогинаХ ||54||

Затем крепко обхвати пальцами ступни, которые лежат на боку, и оставайся неподвижным. Это бхадрасана, которая разрушает все болезни. Йогины, достигшие совершенства (сиддхи), называют ее горакшасаной.

Бхадра означает «милосердный и благословенный». Сватмарама также говорит о ней как о горакшасане, а некоторые зовут ее мула бандхасаной (впрочем, в ней положение ног несколько иное).
http://s5.uploads.ru/t/JWUcB.jpg
Техника
Сядьте в ваджрасану и максимально широко разведите колени. Затем поместите пятки под мошонку или по бокам влагалища. Пятки соединены вместе, а подушечки стоп находятся под ягодицами.
Когда выполняется сидячая поза, захватите руками кончики больших пальцев за спиной и приведите тело в равновесное состояние.
Закройте глаза и концентрируйте внимание на дыхании, либо символе или мантре, данным вашим гуру.
Горакшасана слегка отличается от бхадрасаны тем, что в ней вы сидите со ступнями перед мошонкой, подушечки стоп на земле, пятки сведены вместе и смотрят вверх. Правая кисть лежит на левой пятке, а левая кисть — на правой пятке. Вариантом бхадрасаны является также мула бандха асана. Вы сидите на ступнях, подошвы соприкасаются, пятки прижимаются к анусу, боковые поверхности ступней прижимаются к промежности или к влагалищу, большие пальцы выглядывают наружу спереди.
Эта поза предназначена для продвинутых практикующих и тех, у кого гибкие лодыжки. Бхадрасана естественным образом включает в себя мула бандху и тонизирует органы воспроизведения, способствуя исцелению болезней этих органов. Другие воздействия бхадрасаны аналогичны таковым у падмасаны, сиддхасаны и ваджрасаны.
http://s4.uploads.ru/t/Ixys3.jpg

0

46

Шлоки 55, 56. Последовательность практик хатха-йоги

एवमासनबन्धेषु योगीन्द्रो विगतश्रमः ।
अभ्यसेन्नाडिकाशुद्धिं मुद्रादिपवनक्रियाम् ॥५५॥

эвам-аасана-бандхэшу йогииндро вигата-шьрамаХ |
абхйасэн-нааДикаа-шьуддхиМ мудраади-павана-крийаам ||55||

Итак, лучшие из йогинов, достигнув неутомимости в практике асан и бандх, должны практиковать очищение нади, а также  мудры и пранаяму.

*    *    *

आसनं कुम्भकं चित्रं मुद्राख्यं करणं तथा ।
अथ नादानुसन्धानमभ्यासानुक्रमो हठे ॥५६॥

аасанаМ кумбхакаМ читраМ мудраакхйаМ каранаМ татхаа |
атха наада-анусандхаанам-абхйааса-анукрамо хаТхэ ||56||

1) Разнообразные асаны и кумбхаки, 2) практики, называемые мудрами, 3) концентрация на внутреннем звуке (нада) – такова правильная последовательность в хатха-йоге.

После практики асан и бандх ученик должен ощущать прилив энергии, а не усталость. Если же он испытывает усталость, это означает, что какие-то практики выполняются неправильно. После асан для прочищения нади следует практиковать пранаямы. И наилучшая из них – нади шодхана (прочищение нади). Затем должны выполняться мудры, которые должным образом направляют энергию и создают определенный настрой ума, и бандхи, заставляющие энергию двигаться вверх. В хатха-йоге соблюдается следующая последовательность: асаны, пранаяма, мудры, бандхи. После всего этого практикующий должен сидеть в медитативной позе и сосредотачиваться (концентрироваться) на символе. Если достигнуто восприятие внутреннего звука, концентрироваться следует на нем.
Слушание внутреннего звука называется нада анусандхана; ее можно практиковать, сидя на невысокой платформе, одеяле или подушке, согнув колени, положив локти на колени и закрыв уши пальцами. Издайте негромкий звук типа жужжания, а затем сконцентрируйтесь на звуковых колебаниях. Это помогает пробудить осознавание внутреннего звука.
Таким образом, при систематической практике хатха-йоги вы должны сначала подготовить физическое тело, потому что оно является самым грубым проявлением праны. Активируйте прану посредством асаны, затем практикуйте пранаяму для очищения энергетических каналов и для утончения и уравновешивания потоков праны. Затем выполняйте мудры для направления праны и усиления  высших способностей ума и бандхи для вытягивания праны вверх из нижних центров. Когда энергия начинает течь вверх, вы должны удобно устроиться в одной из сидячих поз и сконцентрироваться на внутреннем переживании. Когда начнут проявляться эффекты праны, или шакти, ее колебания могут создать слышимый звук во внутреннем ухе. Если звук вам слышен, это верный признак того, что кундалини пробудилась.

0

47

Шлока 57. Совершенство после года практики

ब्रह्मचारी मिताहारी त्यागी योगपरायणः ।
अब्दादूर्ध्वं भवेत्सिद्धो नात्र कार्या विचारणा ॥५७॥

брамхачаарии митаахаарии тйаагии йога-параайанаХ |
абдаад-уурдхваМ бхавэт-сиддхо наатра каарйаа вичааранаа ||57||

Практикующий брахмачари, который принимает в умеренных количествах чистую пищу, регулярно и настойчиво практикует йогу и отказывается от привязанностей (к чувственным переживаниям), становится совершенным (сиддхой) через год.

Брахмачари – это «тот, чье сознание поглощено Брахмой», то есть постоянно устремлено к чистейшему состоянию сознания. Это не обязательно требует воздержания от половых связей. Тот, кто удерживает ум выше мирской двойственности, не привязан к сексу, принимает приятную и сладкую (митахара) пищу, регулярно практикует садхану и не слишком озабочен другими делами, гарантированно достигнет совершенства за короткий период времени. Как мы обсуждали ранее, задача эта нелегкая, поскольку приходится встречаться со многими искушениями и препятствиями на пути к совершенству.

0

48

Шлока 58. Митахара — умеренное питание

सुस्निग्धमधुराहारश्चतुर्थांशविवर्जितः ।
भुज्यते शिवसम्प्रीत्यै मिताहारः स उच्यते ॥५८॥

суснигдха-мадхура-ахаарашь-чатуртха-аМшьа-виварджитаХ |
бхуджйатэ шьива-самприитйай митаахаараХ са учйатэ ||58||

Митахара – это приятная и сладкая пища, оставляющая желудок на одну четверть пустым и съедаемая как подношение Шиве.

«Сладкая пища» — это пища свежая и доставляющая удовольствие по вкусу; совсем не обязательно, чтобы в ней был избыток сахара. «Пища неприемлемая» — это пища либо плохая по вкусу, либо отравляющая системы организма или не согласующаяся с правильным обменом веществ. Желудок никогда не должен быть переполнен, он должен быть наполовину заполнен пищей, на четверть водой и на четверть воздухом. «Есть, совершая подношение Шиве» означает, что, принимая пищу, йог не должен думать, что он ест для себя. Ему следует воспитывать в себе отношение к еде как лишь поддерживающей тело ровно настолько, чтобы его сознание могло продолжать свои процессы раскрытия духовных возможностей и духовной эволюции.
Шива — это внутреннее сознание, атма. Все, что ест йогин, должно рассматриваться как прасад, или подношение высшему бытию, высшему Я. Это очень важно для искоренения чувства эго — «я» хочу и «я» ем. Пища принимается не ради чувства насыщения, а для поддержания сосуда, содержащего внутреннего обитателя, атму. Еда поэтому должна рассматриваться как часть садханы человека. Жизнь сама по себе есть садхана.
Многие люди наслаждаются пищей, используя ее как бегство от ума. Будучи в напряжении, испытывая разочарование или страх, они едят, чтобы забыть о проблемах. Йогин же всегда должен относиться к пище как к лекарству, очищающему тело и ум и дающему им топливо для поддержания жизни и прогресса в садхане. Поэтому он всегда должен есть медленно, тщательно, с осознанием более высокой цели, чем обычное чувственное удовольствие.
Митахара означает «саттвическая пища», то есть легко усваиваемая. Свами Шивананда из Ришикеша говорит по этому поводу: «Тяжелая пища вызывает тамасическое состояние и сонливость. Существует общепринятое заблуждение, что для здоровья и силы необходимо большое количество пищи. Однако, многое зависит от способности усваивать и поглощать пищу. Как правило, большая часть пищи выходит неусвоенной вместе с испражнениями... Почти все болезни являются следствием нерегулярности питания, переедания и нездоровой пищи».
Основную мысль данной шлоки можно дополнить тем, что от переедания вы становитесь рогом (больным), а от саттвической пищи — йогом.

0

49

Шлоки 59. Пища, которая запрещена для практикующих хатха-йогу

कट्वाम्लतीक्ष्णलवणोष्णहरीतशाक
सौवीरतैलतिलसर्षपमद्यमत्स्यान् ।
आजादिमांसदधितक्रकुलत्थकोल
पिण्याकहिङ्गुलशुनाद्यमपथ्यमाहुः ॥५९॥

каТваамла-тииккшНа-лаваНошНа-хариита-шьаака-
саувиира-тайла-тила-саршапа-мадйа-матсйаан |
ааджаади-мааМса-дадхи-такра-кулаттхакола
пиНйаака-хиНЪгу-лашьунаадйам-апатхйам-аахуХ ||59||

Пища, которая запрещена (для йогинов): горькая, кислая, острая, соленая; зеленые овощи (кроме предписанных), кислые каши, растительные масла, кунжут и горчица, алкоголь, рыба, мясо, творог, пахта, мелкий горошек, плоды ююбы, пирожные, приготовленные на масле, асафетида (растительная смола) и чеснок.

Диета йогина должна быть простой и мягкой, успокаивающей. Следует избегать всего, что вызывает кислотность в желудке, то есть исключить жирное, пряное и несвежее. Нужно отказаться от пищи, которая вызывает накопление токсинов и гниение в кишечнике. Асафетида и чеснок считаются средствами, усиливающими половое влечение, поскольку они стимулируют производство половых гормонов. Они не вредны и в небольших количествах могут оказывать лечебное воздействие, но это слишком сильные средства, оставляющие запах. Считается также, что чеснок не следует есть на ночь, потому что он возбуждает сексуальные фантазии. Тот, кто старается придерживаться осознания высших аспектов реальности, должен удерживаться от употребления таких веществ, пока прочно не утвердится в высоком состоянии сознания.
Алкоголь в йоге под запретом, и не только потому, что он искажает состояние сознания, но в большей степени по той причине, что он разрушает клетки печени и мозга, которые не восстанавливаются. Если клетка мозга разрушена, ее невозможно заменить, а ведь цель практики йоги – сохранить и поддержать тело, сосуд духа. Так что к алкоголю лучше не прикасаться.

0

50

Шлоки 60. Пища, которая запрещена для практикующих хатха-йогу

भोजनमहितं विद्यात्पुनरस्योष्णीकृतं रूक्षम् ।
अतिलवणमम्लयुक्तं कदशनशाकोत्कटं वर्ज्यम् ॥६०॥

бходжанам-ахитаМ видйаат-пунар-асй-ошНии-кРитаМ руукшам |
атилаваНам-амла-йуктаМ кадашьана-шьаакоткаТаМ варджйам ||60||

Не принимай нездоровую пищу, то есть такую, которая вновь разогрета после остывания, а также сухую (без натуральных масел), избыточно соленую или кислую, несвежую или содержащую слишком много (перемешанных) овощей.

Если приготовленная пища снова разогревается после охлаждения, в нее попадают бактерии и, будучи съеденной, она порождает брожение в желудке, что приводит к несварению, метеоризму и кислотности. Сухая пища — та, в которой нет естественных масел или не осталось воды. Растительные масла необходимы хотя бы в минимальных количествах. Избыток соли и кислоты выводит организм из равновесия, причем соль непосредственно влияет на темп сердцебиения. Избыток соли заставляет сердце биться быстрее, что приводит к ненужному разогреву тела.
Не следует приготавливать вместе много различных видов овощей, поскольку происходящие при этом химические реакции могут расстроить пищеварительную систему и нарушить другие функции тела. Процесс усвоения пищи всегда должен происходить быстро и равномерно, не вызывая напряжения и перегрева системы; в процессе усвоения пищи прана расходоваться не должна.

0

51

Шлока 61. Действия, которых следует избегать йогину

वह्निस्त्रीपथिसेवानामादौ वर्जनमाचरेत् ।
तथाहि गोरक्षवचनम्
वर्जयेद् दुर्जनप्रान्तं वह्निस्त्रीपथिसेवनम् ।
प्रातःस्नानोपवासादि कायक्लेशविधिं तथा ॥६१॥

вахни-стрии-патхи-сэваанаам-аадау варджанам-аачарэт |
татхаа-хи горакша-вачанам
варджайэд дурджана-праантаМ вахни-стрии-патхи-сэванам |
праатаХ-снаанопаваасаади каайа-клэшьа-видхиМ татхаа ||61||

Избегай огня, женщин и длительных путешествий. Поэтому Горакхнатх говорит: следует избегать плохой компании, сношений с женщинами, купания ранним утром, голодания и работ, вызывающих боль в теле.

Следует избегать всего, что требует избыточной энергии и истощает организм. Нахождение или работа около огня истощает прану. «Плохая компания» означает тех, кто совсем не живет духовной жизнью, и тех, в чьем характере преобладает негатив. Садхака должен избегать людей без цели в жизни, не понимающих важности духовного развития и не очищающих свою душу.
Общение с противоположным полом и половые связи только ради удовольствия расходуют энергию и истощают нервную систему. Сексуальное желание ненасытно, и, подпитывая это желание, вы словно подливаете масло в огонь. Сам по себе физический акт не является «плохим», но его психические последствия его могут быть вредными для садханы. Так что лучше не потворствовать себе некоторое время, если вы хотите пробудить прану с помощью хатха-йоги.
Дается также совет не предпринимать длительных путешествий и паломничеств. Конечно, следует помнить, что в те времена, когда писалась «Хатха-йога Прадипика», еще не существовало реактивных самолетов и автомобилей. Люди путешествовали пешком, истощая свои физические и пранические ресурсы. Паломничество предполагает религиозный поиск Бога где-то в другом месте. Хатха-йога может помочь реализовать это наивысшее состояние сознания и без путешествий куда-либо.
«Следует избегать купаний рано утром», но эта фраза является неполной, если не добавить «в холодной воде в зимнее время». В Индии большинство людей моются водой из колодца или другого источника; мало кто принимает теплую ванну. Особенно в жаркое время никто не желает купаться в теплой воде. Зимой, однако, довольно холодно по утрам, и если человек купается в холодной воде, он напрягает свою нервную систему и снижает температуру тела. Горячая же ванна уменьшает сопротивляемость тела по отношению к внешним температурам и делает человека сонным и вялым.
Хатха-йогин должен принимать пищу регулярно и не привыкать к частым голоданиям. Голодание полезно для стимулирования системы пищеварения, для выведения токсинов и в качестве средства взятия под контроль органов чувств и ума. При болезни голодание помогает телу производить необходимые антитела для борьбы с болезнью и восстанавливать гармонию в теле.
В Индии многие люди придерживаются старинной традиции голодания в соответствии с фазами луны. Существуют особые дни, благоприятные для голодания в течение всего дня или в течение половины дня, например, четвертый, девятый, одиннадцатый, четырнадцатый и пятнадцатый лунные дни как темной, так и светлой половины лунного месяца. Свами Шивананда говорит: «Голодания раз в месяц или тогда, когда вас сильно беспокоят страсти, вполне достаточно».
Голодание может многое дать человеку и немало людей практикуют его, но тот, кто посвящает себя многочасовым занятиям хатха-йоги, не должен подвергать организм такому напряжению. Йогину не следует предпринимать какие-либо действия, требующие напряженных усилий, порождающие боль в теле или приводящие в крайние состояния. Практикующему не нужно становиться фанатиком, следует лишь уделять должное внимание телу и избегать всяческих ненужных напряжений и повреждений, поскольку тело – это вместилище высшего сознания. Итак, отнеситесь разумно к этим рекомендациям и действуйте согласно ситуации и условиям.

0

52

Шлока 62. Пища, которая благоприятствует садхане хатха-йоги

गोधूमशालियवषाष्टिकशोभनान्नं
क्षीराज्यखण्डनवनीतसिद्धामधूनि ।
शुण्ठीपटोलकफलादिकपञ्चशाकं
मुद्गादिदिव्यम् उदकं च यमीन्द्रपथ्यम् ॥६२॥

годхума-шьали-йава-шаашТика-шьобханааннаМ
кшиирааджйа-кхаНД-наваниита-сиддхаа-мадхууни |
шьуНТхии-паТола-капхалаадика-паньча-шьакаМ
мудгаади-дивйам удакаМ ча йамииндра-патхйам ||62||

(Самая благоприятная пища для йогина:) хорошие крупы, пшеница, рис, ячмень, молоко, топленое масло, желтый сахарный песок, сахар кристаллизованный, мед, сушеный имбирь, патола (пряность из огурцов), пять овощей, фасоль и чистая вода.

Все зерновые и рис содержат карбогидраты и комплекс витаминов группы В. Свежее молоко и топленое масло содержат слизь, смазывающую слизистую оболочку пищеварительного тракта и более мелких каналов, которая вымывается в практиках шаткармы. Слизь нейтрализует кислотность и жар в желудке, которые могут возникнуть при выполнении практики. Сахар необходим для правильного функционирования мозга и других органов тела. Мед рекомендуется потому, что является уже переваренной идеальной пищей. Благоприятен также для практикующего сушеный имбирь.
В трактате «Гхеранда Самхита» перечисляются следующие «пять овощей»: баласака, каласака, патолапатрака, вастака и хималочика. Это лиственные овощи наподобие шпината. Легко перевариваемые бобовые, такие как красная чечевица, фасоль и другие, рекомендуются, поскольку они содержат протеин, а употребления бобов и мелкого горошка (например, конского горошка) следует избегать, потому что они плохо перевариваются и вызывают скопление газов. Важный компонент питания – чистая вода без химикалий, излишка минералов и вредных бактерий. Такую воду особенно рекомендуется использовать для практик очищения организма.

0

53

Шлока 63. Пища, которая благоприятствует садхане хатха-йоги

पुष्टं सुमधुरं स्निग्धं गव्यं धातुप्रपोषणम् ।
मनोभिलषितं योग्यं योगी भोजनमाचरेत् ॥६३॥

пушТаМ сумадхураМ снигдхаМ гавйаМ дхаату-прапошаНам |
манобхилашитаМ йогйаМ йогии бходжанам-аачарэт ||63||

Йогину следует употреблять сладкую пищу, смешанную с топленым маслом и молоком; она должна питать дхату (основные компоненты тела) и быть приятной и свежей.

Важнейшим требованием к пище является то, что она должна питать дхату. Всего имеется семь дхату, или основных структур тела: кожа, плоть, кровь, кости, костный мозг, жир и сперма (или яйцеклетки). Все, что нарушает их нормальное состояние, должно быть исключено из питания.
Хотя молоко и топленое масло и рекомендуются в пищу, их нельзя принимать в больших количествах. Большое количество выпиваемого молока создает проблемы со слизью, а избыточное количество топленого масла накапливается в теле в виде жира. И конечно, если у вас аллергическая реакция на молоко, не пейте его. А если рис вызывает вздутие живота и задержку жидкости в теле, не ешьте его.
«Приятная и подходящая пища» способствует нормальному метаболизму данного конкретного организма и позволяет чувствовать себя здоровым, довольным и сильным. У каждого человека может быть собственная диета, так что рекомендуется поэкспериментировать с различными продуктами и их количествами, чтобы подобрать для себя правильное питание.
Следует, конечно, принимать во внимание и то, что диета, приводимая в Прадипике, пригодна в основном для климатических и природных условий Индии. К тому же это питание практикующего хатха-йогина, посвящающего много часов в день своей садхане, а не человека, который занимается один час раз в неделю в классе йоги, а в остальное время занят делами, обычными для главы семьи. Тем не менее, многие из  указанных продуктов и их аналоги есть во всем мире, и даже если вы глава семьи, такая диета поможет вам очистить тело и успокоить ум и эмоции.

0

54

Шлока 64. О тех, кто может практиковать хатха-йогу
Шлока 65. Совершенство достигается только практикой
Шлока 66. Ни ношение особой одежды, ни одни лишь разговоры не дают сиддхи — только практика

युवो वृद्धोऽतिवृद्धो वा व्याधितो दुर्बलोऽपि वा ।
अभ्यासात्सिद्धिमाप्नोति सर्वयोगेष्वतन्द्रितः ॥६४॥

йуво вРиддхо'тивРиддхо ваа вйаадхито дурбало'пи ваа |
абхйаасаат-сиддхим-аапноти сарва-йогешв-атандритаХ ||64||

Независимо от того, молод человек или стар, дряхл, болен или слаб, он может достигнуть совершенства во всех йогах путем практики.

*    *    *

क्रियायुक्तस्य सिद्धिः स्यादक्रियस्य कथं भवेत् ।
न शास्त्रपाठमात्रेण योगसिद्धिः प्रजायते ॥६५॥

крийаа-йуктасйа сиддхиХи сйаад-акрийасйа катхаМ бхавэт |
на шьаастра-пааТха-маатрэНа йога-сиддхиХ праджаайатэ ||65||

Совершенство – следствие практики. Без практики как его достичь? Одним лишь чтением шастр никогда не достигнуть совершенства в йоге.

*    *    *

न वेषधारणं सिद्धेः कारणं न च तत्कथा ।
क्रियैव कारणं सिद्धेः सत्यमेतन्न संशयः ॥६६॥

на вэша-дхааранаМ сиддхэХ кааранаМ на ча тат-катхаа |
крийайва кааранаМ сиддхэХ сатйам-этанна саМшьайаХ ||66||

Ни ношение одеяния сиддхи, ни разговоры о практике (не приводят к совершенству). Только практикуя, человек становится сиддхой. Вот истина, не имеющая исключений.

Есть поговорка, что только действие приводит к результату. Именно об этом и говорится в данных шлоках. Вы можете прочесть о самых разных принципах, понять их умом, но пока они не будут присутствовать в вашей практике, их реальность и внутренний потенциал не будет проявлен. Врач не станет врачом, пока не сможет осуществить на практике все, что узнал в теории. Инженер не сможет сделать машину, только лишь читая инструкции о том, как сделать ее. Конечный продукт не может быть совершенным, пока вы не попытаетесь получить его много раз.
Регулярная практика любой из техник йоги создает в теле и уме определенную структуру, и после многих лет практики совершенство достигается независимо от начальных условий. Кого-то могут отпугнуть занятия йогой, потому что он чувствует себя физически неготовым. Однако не имеют значения возраст и состояние тела — все пригодны для выполнения своей практики хатха-йоги и достижения самореализации. Если в человеке живет внутреннее желание достигнуть переживания истины существования, он преуспеет независимо от своего исходного физического состояния.
Там, где существует истина, нет места для иллюзий и обмана. Человек не может стать йогином, всего лишь изображая его. Невозможно обмануть или заставить всех поверить в это – отсутствие внутренней силы и глубинного понимания сделает явным любой обман. Человек может обманывать самого себя, внешне изображая йогина или аскета, но атму обмануть невозможно, а одежда йогина не дает человеку силу и знание. Цели можно достигнуть только тренировкой тела и очищением первоначально грубого сознания.

0

55

Шлока 67. Асана, пранаяма и другие методы должны практиковаться до тех пор, пока не будет достигнуто совершенство

पीठानि कुम्भकाश्चित्रा दिव्यानि करणानि च ।
सर्वाण्यपि हठाभ्यासे राजयोगफलावधि ॥६७॥
इति हठप्रदीपिकायां प्रथमोपदेशः ।

пииТхаани кумбхакаашь-читраа дивйаани каранаани |
сарвааНй-апи хаТха-абхйаасэ рааджа-йога-пхалаавадхи ||67||

ити хаТха-прадиипикаайааМ пратхамо-падэшьаХа |

Асаны, различные виды кумбхаки и другие средства просветления следует практиковать в системе хатха-йоги, пока не будет достигнут результат в раджа-йоге.

Конец первой главы хатха-йога-прадипики.

Эта глава, посвященная асанам, завершается еще одним напоминанием о цели хатха-йоги. Как уже говорилось в самом начале, практика хатха-йоги необходима единственно для достижения состояния раджа-йоги. Хатха-йога — это фундамент раджа-йоги. Тот факт, что хатха-йога должна практиковаться до раджа-йоги, говорит о том, что две эти ветви йоги внутренне связаны между собой. Это на самом деле одна и та же йога; хатха является сдвигающим и подготовительным аспектом йоги, а раджа является ее выжидающей и кульминационной стадией.
Однако, технически хатха-йога и раджа-йога превратились в две различные системы. Раджа-йога утверждает, что сначала идет яма/нияма, а затем асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхьяна и самадхи. Хатха-йога начинает с асаны, пранаямы и шаткармы и не делает упора на этику. Она лишь требует, чтобы образ жизни способствовал практике и шлифовке садханы. В хатха-йоге не требуется соблюдения каких-либо моральных законов, вызывающих напряжение в незрелом уме.
Хатха-йога приводит к раджа-йоге, когда практикующий созревает для ямы и ниямы и продолжает садхану, выполняя асаны и все остальное. Таким образом, хатха-йога предшествует раджа-йоге. И пока человек не достигнет реализации в раджа-йоге, он не достигнет совершенства и в хатха-йоге. Совершенство и реализация через хатха-йогу тоже означают самадхи, то есть совершенство сразу в раджа-, дхьяна-, лайя- и самадхи-йогах.

0


Вы здесь » Йога не для всех » Хатха-йога-прадипика » Глава 1. Асана


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно