Йога не для всех

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Йога не для всех » Хатха-йога-прадипика » Глава 3. Мудра и бандха


Глава 3. Мудра и бандха

Сообщений 91 страница 94 из 94

91

Шлока 127. Пранаяма должна выполняться с концентрацией ума

मारुतस्य विधिं सर्वं मनोयुक्तं समभ्यसेत् ।
इतरत्र न कर्तव्या मनोवृत्तिर्मनीषिणा ॥१२७॥

маарутасйа видхиМ сарваМ мано-йуктаМ самабхйасэт |
итаратра на картавйаа мано-вРиттир-маниишинаа ||127||

Все техники пранаямы должны выполняться с концентрацией ума. Мудрый человек не должен позволять своему уму вовлекаться в изменения (вритти).

Во время практики пранаямы ум имеет тенденцию захватываться тем множеством мыслей и эмоций, которые возникают ежеминутно. В частности, так происходит во время практики бхастрика-пранаямы. Мысли приходят очень быстро, и осознавание легко сметается их воздействием. Недостаточно просто выполнять пранаяму чисто механически, пока осознавание рассеивается и бесцельно бродит в паутине иллюзорных мыслей и видений. Необходима концентрация на текущем моменте. Ум, тело и прана должны сотрудничать и работать в унисон. Следует найти метод концентрации, которого нужно придерживаться во время практики.
Во время нади-шодхана-пранаямы сознание должно быть зафиксировано или на мантре, или на подсчете соотношения между числами вдохов и выдохов. Попробуйте соотношение 1:2. Вдыхайте при мысленном повторении мантры «Ом» четыре раза, затем выдыхайте при мысленном повторении ее восемь раз. Сознание должно перемещаться вместе с вдыхаемым и выдыхаемым воздухом.
Во время бхрамари-пранаямы концентрируйтесь на источнике звука в мозге и на тонких жужжащих вибрациях. В удджайи-пранаяме вслушивайтесь в тонкий звук дыхания, повторяя звук «Со» при вдохе и звук «Хам» при выдохе, перемещая в то же время сознание и прану вверх и вниз вдоль спинного прохода. Повторение мантр и звуковые вибрации позволяют удержать концентрацию.
Как концентрироваться во время бхастрика-пранаямы? Невозможно выполнять джапу с каждым из вдохов/выдохов. Концентрацию можно сохранять, считая пары вдох/выдох и доходя в этом счете до 100, 200, 300,400 и т.д. Выдерживайте кумбхаку с уддияна-, джаландхара- и мула- бандхами и концентрируйтесь на муладхаре, затем на манипуре, наконец на вишуддхи; после этого правильно расслабьте бандхи. Начните второй цикл и удерживайте сознание на счете, как и ранее. Если вы умеете удерживать сознание, это улучшит качество и глубину дхараны. Дхьяна, фактически, проявляется как результат глубокой концентрации в бхастрике.
Концентрация ума на чем-то одном является существенной составляющей всех практик, будь то пранаяма, асана или мудра. Это суть совершенства в каждой форме йоги. Есть короткая притча, иллюстрирующая данное положение. Однажды ученик попросил своего гуру написать нечто самое мудрое. Гуру написал слово «внимание». Ученик спросил, все ли это, и попросил гуру добавить что-нибудь, потому что написанное было слишком кратким. Тогда гуру написал «внимание, внимание». И снова ученик не понял и попросил дать более глубокие объяснения. Тогда гуру написал три раза «внимание, внимание, внимание». Ученик был совершенно озадачен и снова спросил, что это значит. Гуру сказал: «Внимание означает внимание». В любой ситуации, а не только при выполнении пранаямы, мы должны обращать внимание на переживания, действия и мысли, существующие в данный момент, и осознавать их. Развитие осознавания во время пробуждения ведет к постоянному осознаванию в более глубоких состояниях дхьяны и самадхи.

0

92

Шлока 128. Десять мудр, описанные Адинатхом, несут совершенство

इति मुद्रा दश प्रोक्ता आदिनाथेन शम्भुना ।
एकैका तासु यमिनां महासिद्धिप्रदायिनी ॥१२८॥

ити мудраа дашьа проктаа аадинаатхэна шьамбхунаа |
экайкаа таасу йаминааМ махаа-сиддхи-прадаайинии ||128||

Так были описаны Адинатхом (Шивой) десять мудр. Каждая из них дарует совершенство дисциплинированному практикующему.

Этим завершается раздел, посвященный мудрам. Все они были описаны как мощные практики, пробуждающие кундалини-шакти и дарующие совершенство при регулярной практике, сопровождаемой самоконтролем (дисциплиной) в жизни.
Хотя описаны были все мудры, совсем не обязательно практиковать их все. Они должны выполняться по рекомендации гуру, даваемой исходя из качеств и уровня подготовки ученика.
Сватмарама неоднократно подчеркивал необходимость самоограничения и очищения. Это обуславливается тем, что преждевременное получение огромной силы в неочищенном теле порождает бесконечные болезни, а необузданный и неподготовленный ум ведет к демоническим проявлениям и безумию. Некоторые из самых жестоких персонажей истории были наделены силой за счет преждевременного пробуждения кундалини. Самоконтроль является обязательным качеством совершенства.

0

93

Шлока 129. Тот, кто учит мудрам в традиции гуру, является Ишварой

उपदेशं हि मुद्राणां यो दत्ते साम्प्रदायिकम् ।
स एव श्रीगुरुः स्वामी साक्षादीश्वर एव सः ॥१२९॥

упадэшьаМ хи мудрааНааМ йо даттэ саампрадаайикам |
са эва шьрии-гуруХ сваамии саакшаад-иишьвара эва саХ ||129||

Тот, кто обучает мудрам в традиции гуру/ученик, является истинным гуру и формой Ишвары.

Совершенство в мудре и пробуждение шакти посредством мудры зависит от посвящения, данного гуру, и, затем, от практики садхаки. Когда мудра или какая-либо другая практика передается от гуру к ученику, она, безусловно, полезна (если практикуется), поскольку сами по себе слова гуру уже являются шакти, которая, будучи используемой, проявляется в той или иной конкретной форме. Внешний гуру служит единственным средством, позволяющим понять своего внутреннего гуру. Считается, что он – проявление Ишвары. Конечно, внутренний гуру, атман, не имеет никакой формы. Для того чтобы воспринять его, мы должны придать ему некоторую форму и отождествить его с ней. Атман с формой известен как Ишвара.
Ишвара — это высшее существо, каузальное или саттвическое тело космического сознания и шакти. Считается, что Ишвара — это «Бог», осуществляющий контроль за всей вселенной, которую мы знаем. Ишвара обычно переводится как «Бог». Однако для йогина слово «Бог» не имеет религиозного значения, оно является обозначением высшего состояния или переживания. В трактате «Йога-сутра» Патанджали утверждает: «Бог — это особая душа, не подверженная влияниям, воздействиям, их последствиям и их результатам». При помощи гуру вы можете достичь этого состояния или переживания, таким образом, он и есть то. Внешне гуру имеет физическое тело, эго и ум, как и всякий другой человек, но его индивидуальное сознание освещено светом атмы. Он реализовал своего собственного внутреннего гуру, и поэтому при созерцании его формы и при следовании его словам и инструкциям это переживание может перейти и к вам. Для ученика его гуру представляет собой высшее переживание и высшее существо, Ишвару.
Именно Господь Шива свидетельствует через глаза гуру, установившегося в сахаджа самадхи. Тот, кто может распознать это, постиг истинную природу своего гуру и с радостью возлагает почтение и поклонение к его лотосным стопам.

0

94

Шлока 130. Совершенство достигается выполнением мудры и следованием инструкциям гуру

तस्य वाक्यपरो भूत्वा मुद्राभ्यासे समाहितः ।
अणिमादिगुणैः सार्धं लभते कालवञ्चनम् ॥१३०॥

тасйа ваакйа-паро бхуутваа мудраабхйаасэ самаахитаХ |
аНимаади-гуНайХ саардхаМ лабхатэ каала-ваньчанам ||130||

Точно следуя его (гуру) словам и практикуя мудры, ты достигаешь качеств анимы и др. и преодолеваешь смерть и время.

Эта шлока явно указывает на необходимость взаимоотношений гуру/ученик для получения результатов от практики мудр, то есть совершенств (сиддхи) и бессмертия. Если ученик выбрал своего гуру и гуру признал его как ученика, то в жизни ученика наибольшее значение приобретают советы и инструкции гуру и регулярность их применения в практике. Для уничтожения эгоцентризма большое значение имеет общение как с внутренней, так и с внешней личностью гуру. Должны систематически выставляться наружу и искореняться глубоко укорененные и унаследованные впечатления (самскары), которые тормозят и блокируют возросшие потоки сознания и ограничивают проявления больших энергий в практиках.
Как приближаться к гуру? Ученик должен использовать любую возможность, чтобы обратить на свет сознания гуру. Его вдохновение и усердие будут замечены гуру, и тот подаст конкретные сигналы или намеки, на которые ученик должен быть настроенным, чтобы их воспринять. Величайшей способностью ученика является его умение различать и распознавать чистого гуру и руководителя, а затем отказаться у ног гуру от своего эго и своей обусловленности.
Как больной, испытывающий схватки в кишечнике, должен поскорее найти опытного врача, так и ученик, который желает испытать высшие состояния сознания, должен отдать свою психофизиологическую личность на усмотрение гуру. Только дурак даст согласие на анестезию без веры в своего врача. Поэтому, для того чтобы практики принесли больше плодов, должны быть установлены правильные отношения между учеником и гуру, основанные на доверии и отказе от своего эго.

0


Вы здесь » Йога не для всех » Хатха-йога-прадипика » Глава 3. Мудра и бандха


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно