Йога не для всех

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Йога не для всех » Упанишады » Иша упанишада


Иша упанишада

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

// атха иишьопанишад //

аум пуурНам-адаХ пуурНам-идаМ пуурНаат пуурНам-удачйатэ /
пуурНасйа пуурНам-аадаайа пуурНам-эва-авашьишйатэ //
аум шьааМтиХ шьааМтиХ шьааМтиХ //

ОМ! Полное То, полное это.1 От полного полное берется.
Полным полное прибывает, полное лишь остается.
ОМ! Покой! Покой! Покой!

Aum. That unmanifested Brahman is perfect, and This manifested Brahman is also perfect. Fullness proceeds from fullness.
Taking fullness from fullness, all that remains is fullness.
Aum. Peace! Peace! Peace!

аум иишьа-аваасйам-идаММ сарваМ йат-киньча джагатйаам джагат /
тэна тйактэна бхуньджиитхаа маа гРидхаХ касйасвиддханам //1//

1. ОМ! Владыки2 покровом объято3 все4 это, происходящее в происходящем.
Так довольствуйся же отречением5, не след домогаться какого-либо богатства6.

Know that all this, whatever moves in this moving world, is enveloped by God.
Therefore find your enjoyment in renunciation; do not covet what belongs to others.

курваннэвэхи кармааНи джиджиивишэччхатаММ самааХ /
эваМ твайа наанйатхэто'ста на карма липйатэ нарэ //2//

2. Делающий дела только здесь7 (в этом мире) пусть проживет сто лет8,
только тебе нет (мира) другого, (кроме того, где) дело к человеку не липнет9.

Always performing works here one should wish to live a hundred years.
If you live thus as a man, there is no way other than thisby which karman does not adhere to you.

асурйаа наама тэ локаа андхэна тамасаа''вРитааХ /
тааММстэ прэтйаабхигаччханти йэ кэ чаатмахано джанааХ //3//

3. Буйных10 зовут те уделы, слепою покрытые тьмой11;
Туда после смерти и следуют те люди-самоубийцы12.

Demoniac, verily, are those worlds enveloped in blinding darkness,
and to them go after death, those people who are the slayers of the self.

анэджад-экаМ манасо джавиийо найнаддРэваа аапруванпурвамаршат /
тад-дхаавато'нйаанатйэта тишТхат тасминнапо маатаришьваа дадхаати //4//

4.        Недвижно, едино, мысли живее, дивными13 недостижимо, первым ускользает14,
стоя, бегущих иных оно обгоняет, Матерый15 в него возлияние16 доставляет.17

The spirit is unmoving, one, swifter than the mind. The senses do not reach It as It is ever ahead them. Though Itself standing still It outstrips those who run. In It the all-pervading air supports the activities of beings.

тад-эджати тан-найджати тад-Руурэ тад-вантикэ /
тад-антарасйа сарвасйа таду сарвасйаасйа баахйатаХ //5//

5.        Оно движется, оно не движется, оно далеко, оно близко,
оно внутри этой Вселенной, оно этой Вселенной вовне.18

It moves and It moves not; It is far and It is near;
It is within all this and It is also outside all this.

йасту сарвааНи бхуута-анйа-атманй-эва-анупашьйати /
сарвабхуутэшу чаатмаанаМ тато на виджугупсатэ //6//

6.        Но кто все существа в Самом лишь видит и во всех существах — Самого, отсюда не отвращается.

And he who sees all beings in his own self and his own self
in all beings, he does not feel any revulsion by reason of such a view.

йасмин-сарвааНи бхуута-анйа-атма-йва-абхуудваджаанатаХ /
татра ко мохаХ каХ шьока экатвам-анупашьйатаХ //7//

7.        Если все существа произвел как бы Сам, нерождающий, —
какое здесь заблужденьи? Какое горе у единовидящего?19

When, to one who knows, all beings have, verily, become one with his own self,
then what delusion and what sorrow can be to him who has seen the oneness?

са парйагааччхукрамакаайамавраНамаснаавираММ шьуддхам-апаапавиддхам /
кавирманиишии парибхууХ свайамбхурйаатхаататхйато'ртхаат вйададхааччхаашьватиибхйаХ самаабхйаХ //8//

8. Он всюду простерт — бестелесный, ясный, неранимый, без жил, не загрязненный злом,
вещий, мыслящий, вездесущий, самосущий, кто, как должно, установил вещи на веки вечные.20

He has filled all: Не is radiant, bodiless, invulnerable, devoid of sinews, pure, untouched by evil. He, the seer, thinker, all-pervading, self-existent has duly distributed through endless years the objects according to their natures.

андхаМ тамаХ правишьанти йэ'видйаам-упаасатэ /
тато бхууйа ива тэ тамо йа ха видйаайааММ //9//

9. В слепую тьму попадают, кто неведомое почитает;
тогда — словно21 в большую тьму, кто в ведомом22 услаждался.

Into blinding darkness enter those who worship ignorance
and those who delight in knowledge inter into still greater darkness.

10. Сказано так: иное, (чем) ведомое, иное, (чем) неведомое — вот слышанное от мудрых23, что нам
разъяснили это.

11. Ведомое и неведомое — кто ведает вместе обоих, неведомым смерть одолев, ведомым бессмертия24
достигает.

12. В слепую тьму попадают, кто неявленное почитает.
Тогда — словно в большую тьму — те, кто в явленном услаждался.25

13. Сказано так: иное, (чем) явленное, иное, (чем)
неявленное -вот слышанное от мудрых, что нам разъяснили это.26

14. Явление и исчезновение — кто знает вместе обоих,
исчезновением смерть одолев, явлением бессмертия достигает.27

15. Золотой чашей28 закрыт истины лик29, То — Ты30, Пышный31, открой ее узреть держащемуся истины!
16. Пышный, Единичный32, Близнец, Солнце, Претворителя сын33, распространи34 лучи, увеличь блеск!
Этот твой облик прекраснейший, что (я) вижу, Первый сей — я35.

17. Ветер неостановимый, бессмертный теперь эта плоть, что кончена пеплом,36 ОМ! Вершитель, помни свершенное,37 помни! Вершитель, помни свершенное, помни!
18.       О Огонь!38 дивный, вехи ведающий! Проведи нас добрым путем к раю39, Отврати от нас уклоняющий грех40, величайшую славу тебе воздадим!
ОМ! Полное То, полное это. От полного полное берется, полным полное прибывает, полное лишь остается.
ОМ! Покой! Покой! Покой!

0

2

Похоже, Абсолютную Идею и ее становление Абсолютным Духом здесь описали задолго до Гегеля )

Смотрим по книге Нюхтилина:

10. Абсолютный идеализм Гегеля. Система и метод философии Гегеля.
История как процесс саморазвития «абсолютного духа».

      Георг Гегель завершил логическое разворачивание концепций Канта-Фихте-Шеллинга и, опираясь на идею Абсолютного Тождества Шеллинга, создал философскую систему Абсолютного Идеализма, построенную на следующих положениях:
      1. Если Абсолютный Разум является тождеством субъекта и объекта, то есть тождеством мышления и природы, то Он содержит в себе всё, что существует в этом мире. Таким образом, Абсолютный Разум есть сам этот мир. Но, ведь, Абсолютный Разум есть не только этот мир, Он при этом есть всегда еще и то, что Он есть непосредственно сам по себе.
      А что же такое Абсолютный Разум сам по себе? Абсолютный Разум сам по себе –это есть некая идея его самоочевидного существования, идея о том, что Абсолютный Разум вообще существует, безотносительно того, что такое есть при этом Абсолютный Разум.
      Но если эта идея содержит в себе самоочевидное существование Абсолютного Разума как такового, то она же содержит в себе и то, каков есть этот Абсолютный Разум по своей природе. Потому что, если идея определяет, что Абсолютный Разум есть, то она же, эта самая же идея, определяет и то, что такое есть Абсолютный Разум полностью однозначно и безо всяких вариантов этому. Ведь, другие варианты предполагали бы для себя другую идею, но других вариантов быть не может, поскольку нечто абсолютное может быть только единственным вообще и в принципе.
      Таким образом, Абсолютный Разум – это Абсолютная Идея, потому что нечто абсолютное содержать в себе может также только абсолютное.
      Итак, самоочевидно существует некая Абсолютная Идея, содержащая в себе как само существование Абсолютного Разума, так и, соответственно этому, то, что такое есть этот Абсолютный Разум по своей природе.
      То есть некая Абсолютная Идея определяет собой, что такое Абсолютный Разум, и, следовательно, эта Идея является первоосновой Абсолютного Разума.
      2. Таким образом, получается, что эта Абсолютная Идея, определяющая Абсолютный Разум, необходимо сохраняется и в составе вещественного мира, который разворачивается из Абсолютного Разума в результате его дифференциации на дух и на природу, так как мир вещей – это всего лишь инобытийное состояние самого Абсолютного Разума.
      А если это так, то Абсолютная Идея является устойчивым и неизменным первоэлементом, как мира духовного в составе Абсолютного Разума, так и мира природного, исшедшего из того же Абсолютного Разума.
      Следовательно, Абсолютная Идея, определяющая Абсолютный Разум – это первооснова и сущность вообще всего и духовного и материального в мире.
      Таким образом,
      первым принципом правильного познания, правильной философии, должен быть принцип абсолютного идеализма – источником и первоосновой мира является его всеобщее духовное начало в виде Абсолютной Идеи.
      3. Таким образом, Абсолютная Идея есть основа всякого бытия, и, следовательно, Она есть само бытие, как таковое, Она есть Бытие Всего.
      Но, ведь, в бытии Абсолютной Идеи нет содержания, поскольку в нём тождественны и качественно неразличимы абсолютно все духовные и природные явления. То есть, по своему содержательному потенциалу бытие Абсолютной Идеи становится равным понятию бытия Ничего, то есть бытия не подлинного.
      Таким образом, бытие всего, бытие Абсолютной Идеи становится Ничем, неподлинным бытием.
      Но, при этом, это Ничто, это мнимое, неподлинное бытие Абсолютной Идеи, мыслится нами, когда мы определяем бескачественную природу этого бытия, его первосущность и т.д. Мы определяем его как необходимый элемент рассуждений, мыслим, и, следовательно, как мыслимое, оно становится тут же бытием подлинным.
      Итак, Бытие Всего, бытие Абсолютной Идеи, нельзя назвать подлинным, поскольку оно бессодержательно и бескачественно. Но, одновременно с этим, Бытие Всего, бытие Абсолютной Идеи, нельзя назвать не подлинным, поскольку оно мыслится и тут же в силу этого становится подлинным.
      Так, всё-таки, подлинно Бытие Абсолютной Идеи, и вместе с ней Бытие Всего в мире, или не подлинно? Однозначно ответить на этот вопрос нельзя, потому что однозначно здесь ясно только одно – самоочевидно имеет право и тот вариант, и этот. Следовательно, что самоочевидно и однозначно ясно, то и подлинно.
      То есть:
      подлинны оба этих противоположных варианта, но не каждый из них по отдельности друг от друга, а только оба вместе в противоречивом взаимодействии друг с другом и в постоянном столкновении друг с другом, в течение которого один вариант переходит в другой и наоборот.
      Таким образом, получается, что всё подлинное не может быть подлинным без чего-либо противоположного себе, в которое оно может перейти.
      И вся подлинность чего-либо состоит только в том, что есть еще нечто противоположное, с чем оно не может разделиться, но при этом борется с ним же. А когда борется, то само становится своей противоположностью.
      Итак,
      нет ничего однозначно подлинного в Бытии, кроме одного – процесса перехода противоположностей друг в друга.
      Следовательно,
      вторым принципом правильного познания, правильной философии, должен быть
      принцип диалектики – принцип постоянного становления Бытия Всего в результате столкновения и перехода друг в друга противоположностей.
      4. Если, таким образом, Бытие Всего, Бытие Абсолютной Идеи, постоянно находится в становлении, то это становление, со всей очевидностью, должно с чего-то начаться. А начаться становление Бытия Всего должно с акта самопознания, потому что Абсолютная Идея – это прежде всего Разум, а любой Разум начинает свою деятельность, свое становление, с акта самоопределения, с акта самопознания.
      Итак, становление Бытия Всего начинается с того, что Абсолютная Идея должна сначала самопознаться и самоопределиться сама в себе. То есть – она должна распознаться и раскрыться сама для себя в системе связанных понятий, для чего Ей необходима логика. Ведь только логика может непосредственно связать внутренние определения Абсолютной Идеи в систему Её самоидентификации, в систему Её самоузнавания и самоопределения.
      Таким образом,
      третьим принципом правильного познания является
      принцип системности, то есть строгий и неукоснительный логицизм теоретических построений разума.
      5. Поскольку такое системное явление, как Абсолютная Идея, в своем становлении всегда будет далее действовать системно, в соответствии с законами логики, то развитие Абсолютной Идеи, согласно законам логики, должно происходить в серии необходимых и закономерно вытекающих друг из друга переходов от одного состояния к другому.
      Отсюда заявляется
      четвертый принцип правильного познания, правильной философии – принцип историзма, подразумевающий рассмотрение познаваемого явления во всей последовательности всех этапов его изменения и развития.
      6. Поскольку Абсолютная Идея есть непосредственно сам этот мир, то правильное познание Абсолютной Идеи есть, таким образом, правильное познание и духа этого мира, и его материи.
      Следовательно, познание мира во всей совокупности его элементов и связей в их развитии через познание Абсолютной Идеи, это есть познание мира, некогда задуманного Абсолютной Идеей, возникшего из Неё и развивающегося через Неё к какой-то цели, Ею же поставленной.
      Из этого проистекает
      пятый принцип правильного познания, принцип теологизма – то есть принцип того, что философия должна пониматься как основа религиозного сознания, решающего всеобщие проблемы возникновения мира, развития мира и общей цели существования мира.
      Таким образом, в окончательной концепции Гегеля Абсолютная Идея – это саморазвивающаяся духовная первооснова мира, которая существует вечно и содержит в скрытом, свернутом виде все возможные определения природных, общественных и духовных явлений, и саморазвивается в направлении к определенной цели.
      В процессе саморазвития Абсолютная Идея проходит несколько стадий:
      1. Формирование системы теоретических категорий чистого разума. На этой стадии происходит самопознание Абсолютной Идеи и заложение Ею принципов создания природного мира в виде умственных категорий, содержащих характеристики будущего природного мира – пространство, время, материя, движение, взаимодействие, субстанция, сила, вещь, единичное, множественное, причинность и т.д.
      2. Отчуждение от себя своего же природного инобытия для формирования из него мира конечных вещей. Это – стадия самореализации Абсолютной Идеи в вещественном мире. В этом вещественном мире Она реализуется в категориях чистого разума, которые придумала для природы на первой стадии самопознания – мир будет существовать во времени и пространстве, материально, вещественно, в постоянном движении, в причинном взаимодействии и т.д.
      На этой, второй стадии, всё также делается для самопознания, ибо Абсолютная Идея, как Разум, с самого начала и всегда будет делать одно и тоже: только и только познавать. Он будет делать это в соответствии со своей природой, поскольку он – Разум. А поскольку этот Разум есть всё, что есть вообще в бытии, то Он будет с самого начала и всегда познавать только и только самого себя.
      И вот здесь, на этой стадии, Абсолютная Идея создает из себя новый объект познания для собственного самопознания – материальную природу.
      3. Возникновение в мире конечных вещей человека и вместе с ним человеческого духа. Здесь начинается самореализация Абсолютной Идеи в процессе познания и усвоения результатов Своей духовной деятельности, осуществленной в форме духовной деятельности человека.
      По замыслу Абсолютной Идеи, на второй стадии отчуждения от Себя природного инобытия, природа создавалась не только для того, чтобы стать объектом познания для собственного самопознания. Служебное назначение природы с самого начала состояло еще в и том, что в ней должен будет появиться человек. Через человека Абсолютная Идея осуществляет Свою духовную деятельность в созданном мире, и эта духовная деятельность также становится объектом познания для собственного самопознания.
      4. Высшая форма самореализации Абсолютной Идеи, формирование из неё Абсолютного Духа, понимаемого как совокупность духовной деятельности человечества, накопленной на протяжении тысячелетий. Это завершающий этап и конец развития Абсолютной Идеи, где она осознает самою себя и весь пройденный путь, и становится Абсолютным Духом.
      Такова философская система Гегеля.
      Основным же методом философии Гегеля является диалектический метод: рассмотрение всех явлений и процессов во всеобщей взаимосвязи и во взаимообусловленности их развития.
      Диалектический метод Гегеля включал в себя несколько принципов анализа действительности:
      1. Восхождение от абстрактного к действительности, то есть переход от общих теоретических концепций действительности, к практическим фактам действительности.
      2. Соответствие исторического и логического, то есть усмотрение в непрерывной истории развития логически необходимых по своей последовательности этапов.
      3. Принцип всесторонности, то есть понимание действительности, как результата всеобщей закономерной связи всех элементов.
      История по Гегелю носит строго закономерный характер, в котором проявляется целенаправленная деятельность Абсолютной Идеи, или Мирового Разума. Люди, преследуя свои цели, на самом деле реализуют в тоже время историческую необходимость, определенную замыслом Абсолютной Идеи.
      Общая мировая история есть не что иное, как процесс самосознания Абсолютной Идеи, которая для этого заставляет отдельных людей и целые народы выполнять ту или иную историческую миссию в точности со Своим планом, для чего представляет детали этого плана людям таким образом, что те воспринимают их как собственные цели, устремления и желания. Так Абсолютная Идея творит ежеминутно историю, направленную на достижение Ею состояния Абсолютного Духа.
     
Основные термины

АБСОЛЮТ – ничем не обусловленный и ни от чего не зависящий объект, который содержит в себе определения и возможности творения всего существующего.
АБСОЛЮТНЫЙ ИДЕАЛИЗМ – концепция, признающая источником и первоосновой мира всеобщее духовное начало.
АБСТРАКТНОЕ – идеальная модель явления или группы явлений, не связанная индивидуально ни с одним из фактов предметного мира.
БЫТИЕ – всё то, что действительно существует.
ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ – то, что есть в наличие.
ДИАЛЕКТИКА – метод философского познания, исходящий из идеи саморазвития процессов действительности.
ДУХ – неприродная сфера бытия.
ИДЕЯ (в мышлении)– мысленное представление о чём-либо.
ЛОГИКА – наука о формах правильного мышления.
ОБЪЕКТ – то, что познается.
ОТЧУЖДЕНИЕ – обособление целым от себя какой-то своей части и превращение её в независимое от себя самостоятельное целое.
ПОДЛИННОЕ – действительно существующее.
ПРИРОДА – совокупность всех внешних естественных условий существования человека.
СУБЪЕКТ – тот, кто познает.
СТАНОВЛЕНИЕ – непрерывная изменчивость вещей и явлений.
ТЕОЛОГИЯ – религиозная философия.

0


Вы здесь » Йога не для всех » Упанишады » Иша упанишада


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно