Йога не для всех

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Йога не для всех » Гхеранда-самхита » Глава 4. Пратьяхара


Глава 4. Пратьяхара

Сообщений 1 страница 11 из 11

1

http://s1.uploads.ru/t/oQHEO.jpg

Пользуясь попутным ветерком комментариев Андрея Парибка, тоже хочу затронуть эту тему.

0

2

чатуртхо-падэшьаХ

атха-атаХ саМправакшйаами пратйаахааракам-уттамам
йасйа виджньаанамаатрэНа каамаади-рипу-наашьанам \\1\\

теперь я научу высочайшей пратьяхаре,
простое понимание которой приносит разрушение таких врагов, как страсть

комментарии А.Парибка (АВП) - с 5:44

АВП: виджньаана-маатрэНа - от конкретного познания
рипу - коварный враг
каама - страсть, вожделение к чему-либо, то что лишает центрирования

0

3

йато йато нишьчарати манашьчаньчаламастхирам
татас-тато нийамйайтад-аатманйэва вашьаМ найэт \\2\\

беспокойный и неустойчивый ум должен удерживаться от всего, 
к чему он стремится, и приводиться под контроль Я (атмана)

Комментарий: чтобы приводить ум под контроль атмана, нужно иметь живое переживание этого атмана, ведь, как справедливо замечает А.Парибок, это вам не мелкое эгоистическое я. Значит, нужно иметь в своем опыте что-то более крупное, чем до смерти надоевшее "я, меня, моё". Некоторое представление об атмане может дать, я полагаю, внимание к движениям собственного внимания. Внимание к вниманию, "второе внимание".

0

4

йатра йатра гатаа дРишТир-манас-татра прайаччхати
атаХ пратйаахарэд-этад-атматйэва вашьаМ найэт

куда бы ни упал взгляд, ум следует за ним,
так что тащи его обратно и приводи под контроль Я

(перед этим пропущена другая шлока: "где бы ты не предпринял эту йогу, у тебя все должно получиться")

0

5

пураскаараМ тираскаараМ пушьраавйаМ ваа бхайаанакам
манас-тасмаан-нийамйай-тад-аатманйэва вашьаМ найэт \\4\\

удерживай ум от звуков, будь они приятными, грубыми,
сладкими или устрашающими, и приводи их под контроль Я

АВП: слух - ориентация на межчеловеческие отношения в отличие от зрения (весь мир, а слух - ориентация на существа)... хотя? звуки природы вот...

0

6

шьиитаМ чаапи татхаа чошНаМ йанманаХ-спаршьа-йоганаХ
тасмаат-пратйаахарэд-этад-аатманйэва вашьаМ найэт \\5\\

когда ум входит в контакт с холодным или горячим,
тяни его оттуда и приводи под контроль Я

0

7

сугандхэ ваапи дургандхэ мано гхрааНэшу джаайатэ
тасмаат-пратйаахарэд-этад-аатманйэва вашьаМ найэт \\6\\

когда ум поворачивается к запахам, приятным или отвратительным,
уводи его от них и приводи под контроль Я

АВП: пратйахара - отглагольное существительное от "оттягивать обратно"

0

8

мадхураам-лакатиктаади-расаМ гатаМ йадаа манаХ
тасмаат-пратйаахарэд-этад-аатманйэва вашьаМ найэт \\7\\

когда ум тянется к вкусам, сладким, кислым или горьким,
уводи его от них и ставь под контроль атмана

0

9

ити шьрии-гхэраНДа-саМхитаайааМ гхэраНДа-чаНДа-саМваадэ гхаТастха-йогэ
пратйаахаара-прайого наама чатуртхаа-падэшьаХ \\

так кончается четвертая глава, именуемая "практика пратйахары", в славной Гхеранда-самхите, диалоге между Гхерандой и Чандой о йоге тела

0

10

Мой стихотворный перевод:

ПРАТЬЯХАРА-ПРАЙОГА

теперь о пратьяхаре будет речь,
что превосходна в одоленьи
врагов, подобных вожделенью

куда б ни убегал твой ум, к блужданию привычный,
ты возвращай его обратно – к атману, или Я

наш ум все время движется: ну, например,
туда, куда твои глаза устремлены;
верни его к подножию атмана

от похвалы в восторге ум, от поношения в унынье пребывает –
направь его к атману вновь и вновь

дрожишь от холода иль мучает жара -
ум снова потерялся, и тогда
верни его обратно в центр Я

зловонны запахи иль голову кружат –
ум рад объединиться с их переживаньем;
верни его к подножию атмана

вкус сладости, горчинки, кислоты
пусть остается сам с собой,
а ум, качнувшись, пребывает
в атмане, в центре Я

***

0

11

Обсуждение пратьяхары на реалйоге

0


Вы здесь » Йога не для всех » Гхеранда-самхита » Глава 4. Пратьяхара


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно